Важнейшим из лекарств для нас является... кино

В газете объявлений наткнулась на такое: «Кинотерапия». Думаю: собаками, что ли, лечат? Оказалось, собаки ни при чем — лечат просмотром фильмов.

Важнейшим из лекарств для нас является... кино  |

Как сон

В чем, в чем, а в терапии я, че­ловек неуравновешенный, нуж­даюсь. Кино принимаю внутрь практически ежедневно; иногда случаются передозировки; раз в две недели посещаю стационар (кинотеатр). Большей частью ле­карство такого качества, что его действие прекращается на фи­нальных титрах. Но теперь пони­маю — это было неумелое само­лечение.

На сеанс кинотерапии в одном психологическом центре отпра­вилась с тем же любопытством, с которым праздная домохозяй­ка впервые обращается к гадал­ке. Здание на набережной Фон­танки, помещение размером со школьный класс. Дают тапочки.

Нас (не столько нуждающихся в терапии, сколько любопытст­вующих) собралось человек 15: несколько девушек лет двадца­ти, женщины среднего возраста и посреди этого цветника один-одинешенек молодой человек. Большинство не новички — как мне сказали, здесь давно обра­зовалось что-то вроде кружка по интересам.

«Кинотерапия работает по принципу сновидений, — объяс­няет мне директор психологического центра Алена Емелина, привлекательная светловолосая леди, похожая на преподава­тельницу балетных классов. — Каждый человек видит сны и как- то их интерпретирует. А фильм — будто сон, который видят сра­зу несколько человек. И каждый трактует этот «сон» по-своему. В фильме есть герои, к которым мы либо присоединяемся, либо нет. Если присоединяемся — этот герой как бы наше «эго во сне»: так, во сне я знаю, что не­кая история происходит со мной, даже если себя не вижу».

Что когда смотреть

Емелина уже несколько лет жи­вет в Норвегии, где работает ее муж. В Петербург приезжает че­тыре раза в год — проведать, как идут дела в ее центре, и провес­ти несколько сеансов. Алена специализируется на анализе сновидений, и кинотерапия — лишь малая часть. Из Норвегии в Россию везет кассеты и диски с европейским кино, из России норвежцам — наши фильмы (как-то они анализировали фильм «Сестры» Бодрова-младшего).

Устраивать сеансы кинотера­пии Емелина придумала сама, но идея проста/гениальна на­столько, что пришла в голову не­малому количеству людей. Су­ществуют даже методики кино­терапии специально для военно­служащих срочной службы. Но первыми, кажется, подсуети­лись американцы: двое тамош­них психологов книгу издали — какие фильмы смотреть в каких жизненных ситуациях. Дескать, отцам в стадии развода хорошо бы дегустировать « Крамер про­тив Крамера».

Фу-ты, ну-ты! Я и сам с усам и знаю, что, если хотите повесить­ся, но не решаетесь, нужно по­смотреть какую-нибудь пере­строечную чернуху — и вы укре­питесь в своем желании.

« К обычному просмотру филь­ма кинотерапия не имеет отно­шения, — говорит Емелина. — Обычный просмотр — это из раз­ряда «я развлекся, отвлекся от своей обыденной жизни». Здесь же мы не отвлекаемся, а, наобо­рот, концентрируемся на себе. Следим за нюансами сюжета, анализируем символы и пытаем­ся понять, какое отношение это имеет лично к нам.

Например, мы не доверяем ге­рою. Это очень тонкий момент — в чем причина антипатии? И вы­являя ее, докапываемся до нега­тивного в себе. Мы чувствуем, что сами можем — хотя бы тео­ретически — обмануть другого таким способом».

Считается, что кино довольно мягкая форма терапии — это вам не собраться в группе и расска­зывать о личных проблемах; тут обсуждаешь проблемы героев фильма, только и всего. И мо­жешь не признаваться, что непу­тевый герой чертовски похож на тебя.

Также считается, что кинотера­пия позволяет расширить созна­ние: по крайней мере ты прини­маешь к сведению, что другой че­ловек дешифровал поступок ге­роя совершенно не так, как ты, и у него были на то веские причи­ны.

Мультфильмами тоже лечат

В Петербурге сеансы кинотера­пии предлагают несколько психо­логических центров. Стоимость сеанса (вместе с просмотром фильма он длится 3 — 4 часа) — 300 — 400 рублей. В Интернете есть расписания с указанием фильмов и их аннотациями — дабы человек определился, инте­ресует ли его то, что будет обсуж­даться.

Пример: «... Медовый месяц закончился, и наших влюбленных ждут непростые испытания: зна­комство с родителями; страх по­терять любимого; готовность ме­няться ради тех, кого любишь; де­лать выбор в пользу любви; усту­пать, действовать решитель­но...». Не настраивайтесь на пси­хологическую мелодраму — речь идет о мультфильме «Шрэк- 2». Тоже, как видим, поддаю­щемся анализу. К слову, есть се­ансы специально для детей.

Но большинство клиентов взрослые. Они усаживаются кружком у телевизора и смотрят «коллективные сны» о том, как «в одном из консервативных кол­леджей Америки новый препода­ватель литературы помогает сво­им ученикам обрести свой собст­венный голос в безликом хоре и открыть для себя прекрасный мир вокруг» (фильм «Общество мертвых поэтов», США); или про то, как «в жизни двух братьев не­ожиданно возникает отец, знако­мый им только по фотографии десятилетней давности» («Воз­вращение», Россия); и о том, «что бы ты сделал, если бы застрял в одном месте и каждый день был бы как предыдущий и ты не мог бы ничего изменить» («День сур­ка», США).

Виноват стрелочник

«Шоколад», «Достучаться до не­бес», «Форрест Гамп»... Большин­ство центров предпочитают доб­ротную и даже отличную, но все же голливудщину, которую мы и так с наслаждением вкушаем.

Емелина, хоть и анализирует время от времени что-то вроде «Звездных войн» и «Властелина колец», все же предпочитает по­тчевать гостей тем европей­ским кино, про которое ки­нокритики обычно пишут: «пиршество для киногурмана и скука смертная для обычного человека».

На моем се­ансе смотрели фильм «Стре­лочник» нор­вежского ре­жиссера Йоса Стеллинга. О том, как (цити­рую аннота­цию) «в без­людном месте, там, где железная дорога соеди­няет город с югом, живет сам по себе стрелочник. У него есть все для неприхотливой жизни: рабо­та, маленький садик, игра с ме­ханизмами собственного изо­бретения, посетители — почта­льон, машинист и его помощник. Но в начале зимы гармония раз­рушается появлением женщины из города, которая сходит на станции по ошибке...».

То самое «пиршество для ки­ногурманов», к которым я, увы, не отношусь. Все полтора часа таращила глаза, чтобы не задре­мать и не свалиться со стула...

Но началось обсуждение фильма — и я проснулась окон­чательно и бесповоротно. Об­суждали дольше, чем длился сам фильм; договорились аж до того, что в этом европейском ки­но, прежде чем убить одного- единственного и малосимпатич­ного персонажа, режиссер его (и нас) четырежды предупреждал, тогда как в американском кино людей крошат без счета. А все потому, дескать, что ценность жизни в европейской культуре признается давно, а в Штатах она — на поверку — лишь дек­ларируется (что и показали ура­ганы, когда люди гибли также без счета по причине банальной бесхозяйственности).

Вышла как ошпаренная. Воз­можно, все зависит от «терапев­та», которая в моем случае бы­ла достаточно подкованна, что­бы психологически точно разъ­яснить символику фильма. Мо­жет быть, впечатлило то, что эпизод, где героиня фильма что-то кричит Стрелочнику с ру­жьем, одна милая домашняя да­ма расшифровала как требова­ние стрелять в обидчика, а я, до­вольно агрессивная натура, — как просьбу не стрелять.

...Надо бы купить диск со «Стрелочником». Но, если чест­но, побаиваюсь — теперь-то я в курсе, что норвежец Стеллинг слишком много обо мне знает.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 234 (3535) от 14 декабря 2005 года.

#психология #кино #равновесие

Комментарии