Важнейшим из лекарств для нас является... кино
В газете объявлений наткнулась на такое: «Кинотерапия». Думаю: собаками, что ли, лечат? Оказалось, собаки ни при чем — лечат просмотром фильмов.
Как сон
В чем, в чем, а в терапии я, человек неуравновешенный, нуждаюсь. Кино принимаю внутрь практически ежедневно; иногда случаются передозировки; раз в две недели посещаю стационар (кинотеатр). Большей частью лекарство такого качества, что его действие прекращается на финальных титрах. Но теперь понимаю — это было неумелое самолечение.
На сеанс кинотерапии в одном психологическом центре отправилась с тем же любопытством, с которым праздная домохозяйка впервые обращается к гадалке. Здание на набережной Фонтанки, помещение размером со школьный класс. Дают тапочки.
Нас (не столько нуждающихся в терапии, сколько любопытствующих) собралось человек 15: несколько девушек лет двадцати, женщины среднего возраста и посреди этого цветника один-одинешенек молодой человек. Большинство не новички — как мне сказали, здесь давно образовалось что-то вроде кружка по интересам.
«Кинотерапия работает по принципу сновидений, — объясняет мне директор психологического центра Алена Емелина, привлекательная светловолосая леди, похожая на преподавательницу балетных классов. — Каждый человек видит сны и как- то их интерпретирует. А фильм — будто сон, который видят сразу несколько человек. И каждый трактует этот «сон» по-своему. В фильме есть герои, к которым мы либо присоединяемся, либо нет. Если присоединяемся — этот герой как бы наше «эго во сне»: так, во сне я знаю, что некая история происходит со мной, даже если себя не вижу».
Что когда смотреть
Емелина уже несколько лет живет в Норвегии, где работает ее муж. В Петербург приезжает четыре раза в год — проведать, как идут дела в ее центре, и провести несколько сеансов. Алена специализируется на анализе сновидений, и кинотерапия — лишь малая часть. Из Норвегии в Россию везет кассеты и диски с европейским кино, из России норвежцам — наши фильмы (как-то они анализировали фильм «Сестры» Бодрова-младшего).
Устраивать сеансы кинотерапии Емелина придумала сама, но идея проста/гениальна настолько, что пришла в голову немалому количеству людей. Существуют даже методики кинотерапии специально для военнослужащих срочной службы. Но первыми, кажется, подсуетились американцы: двое тамошних психологов книгу издали — какие фильмы смотреть в каких жизненных ситуациях. Дескать, отцам в стадии развода хорошо бы дегустировать « Крамер против Крамера».
Фу-ты, ну-ты! Я и сам с усам и знаю, что, если хотите повеситься, но не решаетесь, нужно посмотреть какую-нибудь перестроечную чернуху — и вы укрепитесь в своем желании.
« К обычному просмотру фильма кинотерапия не имеет отношения, — говорит Емелина. — Обычный просмотр — это из разряда «я развлекся, отвлекся от своей обыденной жизни». Здесь же мы не отвлекаемся, а, наоборот, концентрируемся на себе. Следим за нюансами сюжета, анализируем символы и пытаемся понять, какое отношение это имеет лично к нам.
Например, мы не доверяем герою. Это очень тонкий момент — в чем причина антипатии? И выявляя ее, докапываемся до негативного в себе. Мы чувствуем, что сами можем — хотя бы теоретически — обмануть другого таким способом».
Считается, что кино довольно мягкая форма терапии — это вам не собраться в группе и рассказывать о личных проблемах; тут обсуждаешь проблемы героев фильма, только и всего. И можешь не признаваться, что непутевый герой чертовски похож на тебя.
Также считается, что кинотерапия позволяет расширить сознание: по крайней мере ты принимаешь к сведению, что другой человек дешифровал поступок героя совершенно не так, как ты, и у него были на то веские причины.
Мультфильмами тоже лечат
В Петербурге сеансы кинотерапии предлагают несколько психологических центров. Стоимость сеанса (вместе с просмотром фильма он длится 3 — 4 часа) — 300 — 400 рублей. В Интернете есть расписания с указанием фильмов и их аннотациями — дабы человек определился, интересует ли его то, что будет обсуждаться.
Пример: «... Медовый месяц закончился, и наших влюбленных ждут непростые испытания: знакомство с родителями; страх потерять любимого; готовность меняться ради тех, кого любишь; делать выбор в пользу любви; уступать, действовать решительно...». Не настраивайтесь на психологическую мелодраму — речь идет о мультфильме «Шрэк- 2». Тоже, как видим, поддающемся анализу. К слову, есть сеансы специально для детей.
Но большинство клиентов взрослые. Они усаживаются кружком у телевизора и смотрят «коллективные сны» о том, как «в одном из консервативных колледжей Америки новый преподаватель литературы помогает своим ученикам обрести свой собственный голос в безликом хоре и открыть для себя прекрасный мир вокруг» (фильм «Общество мертвых поэтов», США); или про то, как «в жизни двух братьев неожиданно возникает отец, знакомый им только по фотографии десятилетней давности» («Возвращение», Россия); и о том, «что бы ты сделал, если бы застрял в одном месте и каждый день был бы как предыдущий и ты не мог бы ничего изменить» («День сурка», США).
Виноват стрелочник
«Шоколад», «Достучаться до небес», «Форрест Гамп»... Большинство центров предпочитают добротную и даже отличную, но все же голливудщину, которую мы и так с наслаждением вкушаем.
Емелина, хоть и анализирует время от времени что-то вроде «Звездных войн» и «Властелина колец», все же предпочитает потчевать гостей тем европейским кино, про которое кинокритики обычно пишут: «пиршество для киногурмана и скука смертная для обычного человека».
На моем сеансе смотрели фильм «Стрелочник» норвежского режиссера Йоса Стеллинга. О том, как (цитирую аннотацию) «в безлюдном месте, там, где железная дорога соединяет город с югом, живет сам по себе стрелочник. У него есть все для неприхотливой жизни: работа, маленький садик, игра с механизмами собственного изобретения, посетители — почтальон, машинист и его помощник. Но в начале зимы гармония разрушается появлением женщины из города, которая сходит на станции по ошибке...».
То самое «пиршество для киногурманов», к которым я, увы, не отношусь. Все полтора часа таращила глаза, чтобы не задремать и не свалиться со стула...
Но началось обсуждение фильма — и я проснулась окончательно и бесповоротно. Обсуждали дольше, чем длился сам фильм; договорились аж до того, что в этом европейском кино, прежде чем убить одного- единственного и малосимпатичного персонажа, режиссер его (и нас) четырежды предупреждал, тогда как в американском кино людей крошат без счета. А все потому, дескать, что ценность жизни в европейской культуре признается давно, а в Штатах она — на поверку — лишь декларируется (что и показали ураганы, когда люди гибли также без счета по причине банальной бесхозяйственности).
Вышла как ошпаренная. Возможно, все зависит от «терапевта», которая в моем случае была достаточно подкованна, чтобы психологически точно разъяснить символику фильма. Может быть, впечатлило то, что эпизод, где героиня фильма что-то кричит Стрелочнику с ружьем, одна милая домашняя дама расшифровала как требование стрелять в обидчика, а я, довольно агрессивная натура, — как просьбу не стрелять.
...Надо бы купить диск со «Стрелочником». Но, если честно, побаиваюсь — теперь-то я в курсе, что норвежец Стеллинг слишком много обо мне знает.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 234 (3535) от 14 декабря 2005 года.
Комментарии