Почему рома сами не разберутся

По одну сторону — человек 30 встревоженных, по другую — человек 20 растерянных. Первые — правозащитники и активисты цыганских общественных организаций из Петербурга, Архангельска, Пскова, Калининграда, Петрозаводска; вторые — журналисты из тех же городов. Мероприятие именовалось «круглым столом», но название «Язык вражды — формирование отношения к лицам цыганской национальности в СМИ» предполагало, что кто-то будет «по одну» сторону, кто-то — «по другую».

Почему рома сами не разберутся  |

На досуге устройте себе провер­ку, какую устроили журналистам организаторы «круглого стола», Европейский центр по правам цыган и петербургская правоза­щитная организация «Мемори­ал»: не долго думая, завершите фразы «Люди старше 65 лет не могут...», «Общество должно сде­лать так, чтобы заключенные...», «Почему евреи...». Проверьте се­бя, не поленитесь — не исключе­но, что вы, такой толерантный и тактичный, сами себе неприятно удивитесь.

Аналогично: завершите фра­зу «Иногда цыгане...». На семи­наре у нас, журналистов, самое позитивное и редкое дополне­ние звучало «...шумною тол­пой». Кто-то пытался дописать поделикатнее: «Иногда цыгане — честные», — и все одно па­кость получалась: почему, соб­ственно, «иногда»?

...Называть их «ромалэ» преж­де всего неграмотно: это зва­тельный падеж. Их самоназва­ние— «рома». Говорят, в между­народных документах на англий­ском языке уже не пишут gipsy («цыгане») — корректно имену­ют гота. Однако рома, приехав­шие на «круглый стол» в Петер­бург, называли себя цыганами — чтобы всем было удобно.

На встречу с журналистами они пришли, как сказали, «от безысходности». Мужчины — мощные и, что называется, в са­мом расцвете сил — беспомощ­но разводили руками: у них в Ка­лининградской области власти гонят цыган с насиженного мес­та. Рома жили там давно, нико­му не мешали, а потом грянула какая-то история с наркотиками. И все. «Всех поголовно метут, с бульдозером приезжают, — рас­сказывал представитель тамош­ней общины. — Сносят и жгут до­ма. Мы не отрицаем, что есть цы­гане, которые наркотики прода­ют, и мы поддерживали мили­цию, когда они наркоточки сно­сили. Но потом у нас два жилых дома сожгли. У людей, которые ни в чем не виноваты».

Оказалось, это было не са­мым тяжким: все операции по борьбе с наркотиками плано­мерно освещали местные СМИ. «Ни разу не написали: такой-то занимается наркотиками — нет! Пишут: «цыгане». Мы не можем в город пойти! За что на нас весь народ поднимают?!»

У журналистов естественный вопрос возник: «Что ж рома са­ми не разберутся с наркотор­говцами?» Рома еще больше ру­ками разводят: «Да разбира­лись, и драки даже были, но это же только временно действует. Мы не имеем власти — мы не бароны, не короли. Придешь, скажешь: «Хватит торговать наркотиками!» — а он мне в от­вет: «Дай мне работу, чтобы я кушать мог, тогда не буду нар­котики продавать!».

С работой трудно: в докумен­тах Европейского центра по пра­вам цыган (международной об­щественной организации, прово­дящей соответствующий мони­торинг) говорится, что цыгане ос­таются самой уязвимой этничес­кой группой в странах Восточной и Западной Европы, и их основ­ные права нарушаются практи­чески во всех социальных сфе­рах, в том числе в областях тру­довой занятости, образования, здравоохранения. «Когда мне на­до было паспорт получать, отец сказал: пиши национальность «русский», иначе никуда тебя не возьмут», — рассказывал один из питерских рома.

Молодой парень-цыган из Пе­тергофа, студент (что большая редкость), уверяет что окрест­ности Петербурга «зачищают» перед саммитом «большой вось­мерки». «Ловят и тех цыган, кото­рые вообще к наркотикам не при­касались. А если ловят наркотор­говцев, то только мелких, «шес­терок». Почему не схвачены кон­кретные Вася-Петя, которые эту наркоту привозят?!»

Представители калининград­ской общины, намаявшись, в кон­це концов отправились в местный филиал популярной федеральной газеты, «чтобы журналист к нам пришел и написал не как нам или кому-то надо. А чтобы написал, как есть. Мы десять лет не знаем, что такое электричество; мы не зна­ем, что такое пособия, в школу многие наши дети не ходят — она в 15 километрах от нас, а транс­порта нет. Мы стали невыездные, потому что в старых советских паспортах хотя бы прописка стоит, а если новый паспорт пойдем по­лучать, прописку нам не поста­вят»... Журналист пришел в посе­ление и написал «как есть». Потом говорил, что опубликовать все это удалось только потому, что газе­та неподвластна местным влас­тям.

Правозащитники утвержда­ют, что борьба с цыганами в не­которых городах Северо-Запа­да стала козырем в войнах местных политиков друг с дру­гом. Причем побить этот козырь невозможно: если мэр распоря­дится «гнать цыган» — можно обвинить мэра в национализме; если запретит гнать — можно поинтересоваться, сколько то­му мэру цыгане заплатили за право пользования землей. Правозащитники цитируют вы­ступление некоего высокого чи­на из Архангельска: «Я... лично дал свои сто тысяч, а всего мы наскребли три миллиона, что­бы, значит, к светлому Перво­маю в нашем городе не оста­лось ни цыгана, ни цыганки, ни единого цыганенка, чтобы, зна­чит, духом ихним цыганским не пахло». Говорят, это добавило чиновнику популярности.

...Небольшая аналогия: когда на Западе слово «русский» встало в пару со словом «мафия», опровергать это решили культурно: попросту пиарить все наши российские достиже­ния. Чтобы по крайней мере имелась и позитивная инфор­мация о России. Не всегда уда­ется. Негатив интереснее.

Цыгане это на себе провери­ли: позовешь прессу на цыган­ский праздник — не факт, что приедут. О том, что в Питере цы­ганских театров нет, «мало ко­му интересно»; что цыгане в Лигове построили часовню — «ну и что?». А «криминальная хрони­ка» — всегда пожалуйста.

...Те негативные завершения фразы с семинара («Иногда цы­гане...») я цитировать не буду. Во- первых, вы и сами о них догадае­тесь. Во-вторых, я стараюсь не нарушать, например, от. 29 Кон­ституции РФ («Не допускается пропаганда или агитация, воз­буждающие социальную, расо­вую, национальную или религи­озную ненависть и вражду...»); а также не планирую нарушать за­кон «О средствах массовой ин­формации», от. 51 («Запрещает­ся использовать право журналис­та на распространение информа­ции с целью опорочить граждани­на или отдельные категории граждан исключительно по при­знакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности...»); а также чту ст. 282 Уго­ловного кодекса, которая уста­навливает уголовную ответст­венность за «действия, направ­ленные на возбуждение нацио­нальной, расовой или религиоз­ной вражды, унижение нацио­нального достоинства...».

Цитировать законы — нудное занятие; читать эти цитаты в га­зете — скучно. Но, бывало, про­чтешь и остолбенеешь: как в свете всех перечисленных зако­нов видится наша традицион­ная милицейская операция, простодушно названная «Та­бор»? Та самая, которая прово­дится, чтобы обеспечить без­опасность имущества гостей го­рода в период белых ночей. Операцию назвали без обиня­ков — и пресса также на голу­бом глазу публиковала отчеты о том, сколько цыган (пишут не «воришек» и т. п. — указывает­ся именно национальность) за­держаны, сколько из задержан­ных цыганок беременны, сколь­ко цыган депортированы. Одна правозащитница, прочтя оче­редную статью об операции «Табор», написала в редакцию уважаемой федеральной газе­ты, что если убрать из заметки этническую категорию, то полу­чится, что правоохранительные органы задерживают много беременных женщин, тратят на­родные деньги на их выдворе­ние, но сезон охоты распро­страняется только на белые но­чи и делается все не столько ра­ди порядка вообще, сколько ра­ди спокойствия интуристов.

С лета эти оскорбительные тонкости в прессе почувствуе­те, наверное, если вы цыган, живете себе в Петербурге, за­конов не нарушаете; дед ваш, цыган, защищал Ленинград. Впрочем, ситуацию вполне можно «перевести на русский»: представим себе, что в неком европейском городе ежегодно проводится полицейская опера­ция под названием «Балалай­ка». Или, еще краше, «Иван».

Кстати, к вопросу о том, что «рома должны сами со своими пре­ступниками разбираться — и про­блем не будет», решено когда-ни­будь вернуться. Вот как только русские-богатые поделятся с русскими-нищими, русские-трез­венники убедят русских пьяниц завязать, русские-честные угово­рят русских-воров не воровать — обязательно порекомендуем и рома сделать то же самое.

И еще: нам-то, слава богу, ни­кто на скорость тест не задает — необязательно дописывать фра­зу «Иногда цыгане...» тут же, не долго думая. Можно и подумать.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 90 (3637) от 23 мая 2006 года.

#цыгане #национальности #проживание

Комментарии