Ай, болит...

Вчера в Петербурге обсуждали больной вопрос — буквально: работу центров по лечению хронической боли. Этому была посвящена конференция «Вместе против боли».

Ай, болит...  |

Так называемые кабинеты лечения боли не новость: в Петербурге их три — при ведущих научных образовательных медучреждениях: Медицинской академии последипломного образования, Государственном медицинском университете им. И. П. Павлова и Военно-медицинской академии.

Новость в том, что в этих центрах будут создавать методологию лечения боли для больниц и поликлиник. Потому что не многие из больных добираются до «ведущих медучреждений страны» — большинство ходят в свои районные. А согласно статистике, примерно 80% из тех, кто со своей болью идет к врачу, первым делом посещают терапевта, и не факт, что терапевт с ходу правильно определит причину болевого синдрома и направит именно к «тому» специалисту. Человек может месяцами ходить из кабинета в кабинет в поисках нужного врача. Хождение по мукам.

По той же статистике (которую не все признают, хотя саму проблему не отрицают), 75% обратившихся в поликлинику за конкретным результатом, «чтобы не так болело», достигают этого результата только через год.

Надо пояснить: речь не об острой боли, причина которой очевидна и слава богу, что такая боль есть — поскольку, как выразились на конференции, «это сторожевой пес, который лает в минуту опасности». Речь о хронической боли, которая живет своей жизнью и уже сама по себе — болезнь. Причины такой боли иногда не доискаться, потому что и причина-то может быть давно устранена — а все равно болит; например, в случае фантомных болей — когда ноет палец ампутированной ноги.

— Неправильная диагностика, неправильный подбор терапии... — перечислял основные проблемы, приводящие к хроническим болям, главный невролог Северо-Запада Евгений Баранцевич.

В России статистика хронических болевых синдромов удивляет вариативностью: от 13,8% до 56,7%. Если усреднить, то хронические боли испытывают примерно 34 из 100 человек.

В 19 российских городах проводилось исследование: отчитывались 400 врачей, которые в течение месяца приняли 86 тысяч пациентов. В 38% случаев граждане приходили с жалобой «на боль», из них почти 68% являлись уже не в первый раз («значит, человек либо уже страдает хроническим болевым синдромом, либо на пути к нему», — комментировал Александр Амелин, руководитель центра боли СПбГМУ).

Насчет хронической боли, которой и занимаются наши центры при МАПО, ВМА и Первом меде, то вылечить ее, мягко говоря, «крайне сложно», а грубо говоря, «невозможно». Так и сказали. И квалифицированный специалист должен помочь пациенту уживаться с этой болью наименее болезненным способом.

— Мы в центрах не настроены рекомендовать: купите анальгетик; не помогло — купите другой, третий, —уверяет профессор Амелин. — Мне как специалисту по боли больно видеть телерекламу комбинированных анальгетиков. Это страшно: этими обезболиваниями можно, во-первых, замаскировать саму причину, а во-вторых, парадоксально довести себя до повышенной реакции на боль. (У Амелина одна пациентка ест в день 340 обезболивающих таблеток, лечение от этой зависимости сродни лечению от наркозависимости — только в какой госпиталь такую пациентку положишь?)

Боль — штука сложная уже потому, что субъективная. Например, женщины чаще страдают от болевых синдромов (другой вопрос, что более мужественно, наверное, их переносят). Народы поюжнее и погорячее более восприимчивы к боли, чем северяне. Все эти сложности исследуют Международная организация по изучению боли, аналогичные организации в странах и городах; есть узкие направления — например по изучению головной боли.

— Если перевести в практическую плоскость, то мы сейчас говорим об упорядочении лечебного процесса, — говорит Игорь Петериченко, начальник управления по организации медицинской помощи взрослому населению комитета по здравоохранению.

То есть нужно рассчитать, сколько рентгенографий, оперативных вмешательств и т. д. и т. д., сколько лекарств и каких требуется на каждую сотню пациентов; и сколько это стоит. Тогда можно будет просить и вроде бы будет дано. Говорят, к концу года расчеты должны быть сделаны.

...Добрый совет, данный на конференции: устремляться со своей болью в обход вашего терапевта напрямую в какой-нибудь из вышеуказанных центров не стоит. Сказали: если случай сложный — и так все пути ведут в эти центры, а если все туда сами по себе кинутся, то центрам будет не до разработки методологий и алгоритмов.

— Не может все замыкаться на избранных, на три эти научных центра, — заявил Игорь Петериченко. — Хроническую боль должны уметь лечить и в поликлиниках, в больницах.

В общем, потерпеть придется.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 91 (4129) от 21 мая 2008 года.

#Хроническая боль #синдром #лечение

Комментарии