Здесь хотели открыть казино. История Княжевской подстанции в Петербурге

- Тяговая электрическая подстанция - постройка утилитарная, а как изящно и даже романтично выглядит! Замечательный памятник архитектуры, истории и техники, - говорит Сергей Баричев, организатор музея-клуба Оранэлы, располагающегося как раз в этом здании.

Здесь хотели открыть казино. История Княжевской подстанции в Петербурге | Из окон Княжевской подстанции можно наблюдать за главным «экспонатом» музея - действующей Стрельнинской трамвайной линией.ФОТО АВТОРА

Из окон Княжевской подстанции можно наблюдать за главным «экспонатом» музея - действующей Стрельнинской трамвайной линией.ФОТО АВТОРА

Это одна из трех подстанций, возведенных специально для Ораниенбаумской электрической железной дороги (позже - ОранЭЛ, или просто Оранэлы). Построенная в 1914 - 1915 годах, она уцелела практически в первозданном виде. Подстанция называлась Княжевской - от Княжева, названия ближайшего дачного поселка, возникшего в начале ХХ века. Тот в свою очередь получил имя от титула своего основателя - князя Николая Куткина.

Подстанции должны были питать рельсовый электротранспорт на 65-километровом протяжении Оранэлы от Нарвских ворот до Красной Горки. Причем Княжевской предназначалась роль «старшей сестры». Трехфазный ток к ней должен был поступать от Центральной электрической станции в Волынкиной деревне (современный адрес: ул. Калинина, 55). Автор проекта подстанций точно неизвестен, но исследователь Оранэлы Николай Гольцов не без оснований считает таковым инженера Федора Тейхмана.

- Часто упускают из вида, что Оранэла задумывалась не только и не столько как транспортный проект, но и энергетический. Центральная электростанция должна была обеспечивать потребности всего южного побережья Финского залива. По проекту, она могла производить до 30 мегаватт электроэнергии. Для сравнения: мощность первого советского ядерного реактора была в шесть раз меньше, - поясняет Баричев.

Оранэла была частным концессионным предприятием, причем чиновники поставили жесткие условия: если движение не будет запущено в срок (в конце 1915 года), то предприятие переходило в собственность государства. Из-за начавшейся войны власти допустили послабление, и движение хоть и запустили почти вовремя, но не на всем протяжении: сначала от Нарвских ворот до Путиловского завода, а потом, почти сразу, - до Княжева.

По путям побежали «модернизированные» городские трамваи, эвакуированные из Риги незадолго до того, как ее захватили германские войска. В 1917 году было запущено движение до Привала - современного пересечения проспектов Маршала Жукова и Стачек.

Во время Гражданской войны и разрухи Оранэла работала с перебоями. Ситуация улучшилась в мае 1920 года, когда она стала действовать как обособленная железная дорога, относившаяся к Наркомату путей сообщения. Но практически сразу, желая расширить трамвайную сеть, на Оранэлу стал претендовать город. И в итоге осенью 1929 года добился своего...

- Когда Оранэлу запускали, она использовала электроэнергию города: Центральная электростанция так и не заработала, хотя на ней уже смонтировали дорогостоящее английское оборудование. В начале 1920-х годов его разобрали и перевезли в Пермский край: оно могло работать только на высококалорийном английском угле, а в Петрограде его попросту не было. За Уралом же, возле современного города Губахи, находилось месторождение угля со схожими характеристиками, - рассказывает Баричев.

Здание Княжевской подстанции до конца 1920-х годов, по всей видимости, использовалось под склад, а затем там разместился клуб расположенного рядом трамвайного парка имени Котлякова. Тогда же здесь установили трансформаторное оборудование, необходимое для работы Стрельнинской линии.

В блокаду рядом проходил рубеж обороны «Ижора», а на крыше устроили наблюдательный пункт: отсюда обзор как минимум до Стрельны. Несмотря на то что Стрельнинская линия во время войны была практически полностью разрушена, уже в декабре 1944 года возобновилось движение от Кировского завода до Княжевской подстанции. И здание снова пригодилось: после войны в машинном зале заработали трансформаторы, а в остальных помещениях устроили общежитие. Агрегаты гудели день и ночь: об этом вспоминают люди, жившие здесь... Горячая вода была только на нижнем этаже, где работала своя кочегарка, и жильцам приходилось спускаться туда с бидонами.

Вообще здание в целом повторило судьбу Оранэлы. Оно могло погибнуть несколько раз - и во время войны, и позже: были планы его снести, когда начали расти новостройки.

В 1980-е годы общежитие расселили и здесь устроили спортклуб «Энергия» Трамвайно-троллейбусного управления. В середине 1990-х годов он стал пользоваться дурной репутацией, его закрыли, и здание опять едва не погибло: несколько лет стояло пустое, с полуразрушенной кровлей. Затем появился частный владелец, пожелавший создать тут торгово-развлекательный центр с казино. Предполагалось пристроить новый корпус, причем проект, разработанный в 2003 - 2004 годах, прошел все согласования: у бывшей Княжевской подстанции еще не было охранного статуса.

Но судьба в очередной раз как будто бы хранила ее: от проекта отказались, поскольку в 2006 году игорные заведения в России запретили: их отправили в специальные зоны. Тогда появилась идея устроить в бывшей подстанции пивной ресторан. Под него постройку привели в надлежащий вид, даже смонтировали оборудование. Однако в последний момент собственник принял решение в пользу спортивно-развивающего центра, который и открылся тут в 2017 году.

- Нельзя не сказать особое спасибо «хранителю» здания - главному инженеру Юрию Михайловичу Козловскому, который уже двадцать лет занимается его судьбой. Он очень грамотный и скромный человек. Именно с его легкой руки в цокольном помещении в апреле прошлого года и появился небольшой музей, - говорит Баричев.

Здесь можно и познакомиться с историей Оранэлы, и увидеть самые разные артефакты. Например, коллекцию трамвайных билетов и талонов, причем не только питерских. Есть даже работающий компостер (все помнят, что это такое?), на котором можно пробить на память сувенирный входной билет в музей.

- Дорогой нам экспонат - старая табличка 36-го трамвая с автографом Дмитрия Достоевского - правнука писателя. Дмитрий Андреевич с 1971-го по 1979 год работал вагоновожатым, причем как раз на стрельнинском маршруте, - с гордостью добавляет создатель музея.

В музее проходят лекции, экскурсии, выставки и даже школьные конкурсы исторического 3D-моделирования. В конце минувшего года здесь начали создавать портретную галерею ученых и инженеров, внесших вклад в развитие трамвайного движения в нашем городе. Первым стал портрет инженера Генриха Графтио. Будучи крупнейшим электротехником, он являлся еще и главным инспектором строительства Ораниенбаумской электрической железной дороги.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#подстанция #исторические здания #экскурсия по городу

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 017 (6615) от 31.01.2020 под заголовком «Подстанция, не ставшая казино».


Комментарии