Здесь хотели открыть казино. История Княжевской подстанции в Петербурге

- Тяговая электрическая подстанция - постройка утилитарная, а как изящно и даже романтично выглядит! Замечательный памятник архитектуры, истории и техники, - говорит Сергей Баричев, организатор музея-клуба Оранэлы, располагающегося как раз в этом здании.

Здесь хотели открыть казино. История Княжевской подстанции в Петербурге | Из окон Княжевской подстанции можно наблюдать за главным «экспонатом» музея - действующей Стрельнинской трамвайной линией.ФОТО АВТОРА

Из окон Княжевской подстанции можно наблюдать за главным «экспонатом» музея - действующей Стрельнинской трамвайной линией.ФОТО АВТОРА

Это одна из трех подстанций, возведенных специально для Ораниенбаумской электрической железной дороги (позже - ОранЭЛ, или просто Оранэлы). Построенная в 1914 - 1915 годах, она уцелела практически в первозданном виде. Подстанция называлась Княжевской - от Княжева, названия ближайшего дачного поселка, возникшего в начале ХХ века. Тот в свою очередь получил имя от титула своего основателя - князя Николая Куткина.

Подстанции должны были питать рельсовый электротранспорт на 65-километровом протяжении Оранэлы от Нарвских ворот до Красной Горки. Причем Княжевской предназначалась роль «старшей сестры». Трехфазный ток к ней должен был поступать от Центральной электрической станции в Волынкиной деревне (современный адрес: ул. Калинина, 55). Автор проекта подстанций точно неизвестен, но исследователь Оранэлы Николай Гольцов не без оснований считает таковым инженера Федора Тейхмана.

- Часто упускают из вида, что Оранэла задумывалась не только и не столько как транспортный проект, но и энергетический. Центральная электростанция должна была обеспечивать потребности всего южного побережья Финского залива. По проекту, она могла производить до 30 мегаватт электроэнергии. Для сравнения: мощность первого советского ядерного реактора была в шесть раз меньше, - поясняет Баричев.

Оранэла была частным концессионным предприятием, причем чиновники поставили жесткие условия: если движение не будет запущено в срок (в конце 1915 года), то предприятие переходило в собственность государства. Из-за начавшейся войны власти допустили послабление, и движение хоть и запустили почти вовремя, но не на всем протяжении: сначала от Нарвских ворот до Путиловского завода, а потом, почти сразу, - до Княжева.

По путям побежали «модернизированные» городские трамваи, эвакуированные из Риги незадолго до того, как ее захватили германские войска. В 1917 году было запущено движение до Привала - современного пересечения проспектов Маршала Жукова и Стачек.

Во время Гражданской войны и разрухи Оранэла работала с перебоями. Ситуация улучшилась в мае 1920 года, когда она стала действовать как обособленная железная дорога, относившаяся к Наркомату путей сообщения. Но практически сразу, желая расширить трамвайную сеть, на Оранэлу стал претендовать город. И в итоге осенью 1929 года добился своего...

- Когда Оранэлу запускали, она использовала электроэнергию города: Центральная электростанция так и не заработала, хотя на ней уже смонтировали дорогостоящее английское оборудование. В начале 1920-х годов его разобрали и перевезли в Пермский край: оно могло работать только на высококалорийном английском угле, а в Петрограде его попросту не было. За Уралом же, возле современного города Губахи, находилось месторождение угля со схожими характеристиками, - рассказывает Баричев.

Здание Княжевской подстанции до конца 1920-х годов, по всей видимости, использовалось под склад, а затем там разместился клуб расположенного рядом трамвайного парка имени Котлякова. Тогда же здесь установили трансформаторное оборудование, необходимое для работы Стрельнинской линии.

В блокаду рядом проходил рубеж обороны «Ижора», а на крыше устроили наблюдательный пункт: отсюда обзор как минимум до Стрельны. Несмотря на то что Стрельнинская линия во время войны была практически полностью разрушена, уже в декабре 1944 года возобновилось движение от Кировского завода до Княжевской подстанции. И здание снова пригодилось: после войны в машинном зале заработали трансформаторы, а в остальных помещениях устроили общежитие. Агрегаты гудели день и ночь: об этом вспоминают люди, жившие здесь... Горячая вода была только на нижнем этаже, где работала своя кочегарка, и жильцам приходилось спускаться туда с бидонами.

Вообще здание в целом повторило судьбу Оранэлы. Оно могло погибнуть несколько раз - и во время войны, и позже: были планы его снести, когда начали расти новостройки.

В 1980-е годы общежитие расселили и здесь устроили спортклуб «Энергия» Трамвайно-троллейбусного управления. В середине 1990-х годов он стал пользоваться дурной репутацией, его закрыли, и здание опять едва не погибло: несколько лет стояло пустое, с полуразрушенной кровлей. Затем появился частный владелец, пожелавший создать тут торгово-развлекательный центр с казино. Предполагалось пристроить новый корпус, причем проект, разработанный в 2003 - 2004 годах, прошел все согласования: у бывшей Княжевской подстанции еще не было охранного статуса.

Но судьба в очередной раз как будто бы хранила ее: от проекта отказались, поскольку в 2006 году игорные заведения в России запретили: их отправили в специальные зоны. Тогда появилась идея устроить в бывшей подстанции пивной ресторан. Под него постройку привели в надлежащий вид, даже смонтировали оборудование. Однако в последний момент собственник принял решение в пользу спортивно-развивающего центра, который и открылся тут в 2017 году.

- Нельзя не сказать особое спасибо «хранителю» здания - главному инженеру Юрию Михайловичу Козловскому, который уже двадцать лет занимается его судьбой. Он очень грамотный и скромный человек. Именно с его легкой руки в цокольном помещении в апреле прошлого года и появился небольшой музей, - говорит Баричев.

Здесь можно и познакомиться с историей Оранэлы, и увидеть самые разные артефакты. Например, коллекцию трамвайных билетов и талонов, причем не только питерских. Есть даже работающий компостер (все помнят, что это такое?), на котором можно пробить на память сувенирный входной билет в музей.

- Дорогой нам экспонат - старая табличка 36-го трамвая с автографом Дмитрия Достоевского - правнука писателя. Дмитрий Андреевич с 1971-го по 1979 год работал вагоновожатым, причем как раз на стрельнинском маршруте, - с гордостью добавляет создатель музея.

В музее проходят лекции, экскурсии, выставки и даже школьные конкурсы исторического 3D-моделирования. В конце минувшего года здесь начали создавать портретную галерею ученых и инженеров, внесших вклад в развитие трамвайного движения в нашем городе. Первым стал портрет инженера Генриха Графтио. Будучи крупнейшим электротехником, он являлся еще и главным инспектором строительства Ораниенбаумской электрической железной дороги.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#подстанция #исторические здания #экскурсия по городу

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 017 (6615) от 31.01.2020 под заголовком «Подстанция, не ставшая казино».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».