Война букетов. Из-за чего враждовали поклонники балерин Андреяновой и Смирновой?

Война букетов. Из-за чего враждовали поклонники балерин Андреяновой и Смирновой? | Фото: Public Domain

Фото: Public Domain

Цветы артистам после спектакля - обычное дело. Однако в давние времена, в частности, в начале XIX века, артистам Императорских театров не подносили ни букетов, ни лавровых венков, ни тем более подарков. Впрочем, на другой день после бенефиса от одного из членов императорской семьи либо от самого царя актрисе или актеру обязательно приносили подарок на дом. В соответствии с театральной «табелью о рангах» исполнителям главных ролей преподносился бриллиантовый перстень, а артисткам вторых и прочих партий - серьги или фермуар.

Моду подносить букеты и дарить подарки по окончании спектакля или после исполнения арии (танца) ввели иностранные танцовщицы, десятилетиями царившие на петербургской сцене. Зрители были ни при чем, инициатива подношения артистам всегда исходила от одного лица - друга, поклонника или родственников.

В воспоминаниях Авдотьи Панаевой, в доме которой встречались многие артисты, обсуждая сценарии бенефисных спектаклей и полученные подарки, говорится, что за кулисами отлично знали, от кого получен тот или иной дар и цветы. Всем заранее было известно, что такой-то артист получит в свой бенефис два венка и два букета от родственников и что после спектакля широкие ленты с венков будут сняты и за полцены сданы в лавку Гостиного двора, где и были куплены...

Подобные бытовые детали происходили из финансовых возможностей родственников. А иной артист сам себе покупал венки и раздавал друзьям, чтобы они ему их подносили в бенефис.

Сильнее других была осыпана цветами выступавшая на сцене с 1837 года танцовщица Татьяна Смирнова. Правда, не только за свой талант.

Она окончила театральную школу вместе с Еленой Андреяновой, на сцену они вышли одновременно, но Андреянова танцевала первые роли, а Смирнова чаще была на вторых. Андреяновой, если можно так выразиться, повезло, так как кроме таланта она пользовалась известным отношением к ней Александра Михайловича Гедеонова, директора Императорских театров в 1833 - 1858 годах. Проще говоря, он сделал ее своей гражданской женой и открыто появлялся с ней в обществе.

Гедеонова не любили в Петербурге, так как он сводничал между молоденькими балеринами и высокопоставленными чиновниками и особенно ревностно содействовал романам балерин с представителями царской семьи.

Одновременно с этим, пользуясь своей властью, Гедеонов запретил молодым поклонникам подходить к балеринам после спектаклей, провожать их к каретам и вообще разговаривать с ними. Иногда кареты танцовщиц даже сопровождали жандармы, чтобы не допустить к ним молодых людей, следовавших рядом верхом.

Тогда балетоманы в отместку Гедеонову начали страшно шикать во время выступлений Елены Андреяновой, а Татьяне Смирновой подносить букеты. А еще у Смирновой появилась сильная поддержка в лице художника-карикатуриста Михаила Львовича Неваховича, за которого она вышла замуж. Тот издавал еженедельные листы карикатур под названием «Ералаш», был остроумен и подбирал удачные подписи к ним. Чуть ли не в каждом номере фигурировали Гедеонов, Елена Андреянова, многие театральные чиновники.

Однажды во время спектакля поклонники Смирновой узнали, что театральные чиновники приготовили Андреяновой букет. Озорники сейчас же запаслись цветами и для Смирновой. Чиновники, узнав об этом, купили второй букет. Тогда представители «партии Невахович» принесли две огромные корзины цветов, заняли две литерные ложи наверху, а всех знакомых, кто сидел в боковых ложах, просили бросать букеты Смирновой. И, когда на сцену в определенные моменты дождем сыпалась масса цветов, партия Смирновой торжествовала, а в партере было много шума...

Как знать, возможно, об обеих актрисах было бы гораздо меньше известно, если бы не вражда и постоянные выходки их поклонников. Андреянова и Смирнова прослыли выдающимися артистками, но, к сожалению, обе прожили недолго. Андреянова умерла от болезни, не дожив даже до сорока лет, а Смирнова пережила ее не больше чем на десять лет...

#балет #история России #Елена Андреянова

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (6479) от 12.07.2019 под заголовком «Война букетов».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».