Война букетов. Из-за чего враждовали поклонники балерин Андреяновой и Смирновой?

Война букетов. Из-за чего враждовали поклонники балерин Андреяновой и Смирновой? | Фото: Public Domain

Фото: Public Domain

Цветы артистам после спектакля - обычное дело. Однако в давние времена, в частности, в начале XIX века, артистам Императорских театров не подносили ни букетов, ни лавровых венков, ни тем более подарков. Впрочем, на другой день после бенефиса от одного из членов императорской семьи либо от самого царя актрисе или актеру обязательно приносили подарок на дом. В соответствии с театральной «табелью о рангах» исполнителям главных ролей преподносился бриллиантовый перстень, а артисткам вторых и прочих партий - серьги или фермуар.

Моду подносить букеты и дарить подарки по окончании спектакля или после исполнения арии (танца) ввели иностранные танцовщицы, десятилетиями царившие на петербургской сцене. Зрители были ни при чем, инициатива подношения артистам всегда исходила от одного лица - друга, поклонника или родственников.

В воспоминаниях Авдотьи Панаевой, в доме которой встречались многие артисты, обсуждая сценарии бенефисных спектаклей и полученные подарки, говорится, что за кулисами отлично знали, от кого получен тот или иной дар и цветы. Всем заранее было известно, что такой-то артист получит в свой бенефис два венка и два букета от родственников и что после спектакля широкие ленты с венков будут сняты и за полцены сданы в лавку Гостиного двора, где и были куплены...

Подобные бытовые детали происходили из финансовых возможностей родственников. А иной артист сам себе покупал венки и раздавал друзьям, чтобы они ему их подносили в бенефис.

Сильнее других была осыпана цветами выступавшая на сцене с 1837 года танцовщица Татьяна Смирнова. Правда, не только за свой талант.

Она окончила театральную школу вместе с Еленой Андреяновой, на сцену они вышли одновременно, но Андреянова танцевала первые роли, а Смирнова чаще была на вторых. Андреяновой, если можно так выразиться, повезло, так как кроме таланта она пользовалась известным отношением к ней Александра Михайловича Гедеонова, директора Императорских театров в 1833 - 1858 годах. Проще говоря, он сделал ее своей гражданской женой и открыто появлялся с ней в обществе.

Гедеонова не любили в Петербурге, так как он сводничал между молоденькими балеринами и высокопоставленными чиновниками и особенно ревностно содействовал романам балерин с представителями царской семьи.

Одновременно с этим, пользуясь своей властью, Гедеонов запретил молодым поклонникам подходить к балеринам после спектаклей, провожать их к каретам и вообще разговаривать с ними. Иногда кареты танцовщиц даже сопровождали жандармы, чтобы не допустить к ним молодых людей, следовавших рядом верхом.

Тогда балетоманы в отместку Гедеонову начали страшно шикать во время выступлений Елены Андреяновой, а Татьяне Смирновой подносить букеты. А еще у Смирновой появилась сильная поддержка в лице художника-карикатуриста Михаила Львовича Неваховича, за которого она вышла замуж. Тот издавал еженедельные листы карикатур под названием «Ералаш», был остроумен и подбирал удачные подписи к ним. Чуть ли не в каждом номере фигурировали Гедеонов, Елена Андреянова, многие театральные чиновники.

Однажды во время спектакля поклонники Смирновой узнали, что театральные чиновники приготовили Андреяновой букет. Озорники сейчас же запаслись цветами и для Смирновой. Чиновники, узнав об этом, купили второй букет. Тогда представители «партии Невахович» принесли две огромные корзины цветов, заняли две литерные ложи наверху, а всех знакомых, кто сидел в боковых ложах, просили бросать букеты Смирновой. И, когда на сцену в определенные моменты дождем сыпалась масса цветов, партия Смирновой торжествовала, а в партере было много шума...

Как знать, возможно, об обеих актрисах было бы гораздо меньше известно, если бы не вражда и постоянные выходки их поклонников. Андреянова и Смирнова прослыли выдающимися артистками, но, к сожалению, обе прожили недолго. Андреянова умерла от болезни, не дожив даже до сорока лет, а Смирнова пережила ее не больше чем на десять лет...

#балет #история России #Елена Андреянова

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (6479) от 12.07.2019 под заголовком «Война букетов».


Комментарии