Военный трофей. Как шведский колокол попал в Стрельну

Во время великой Северной войны на колокольне Спасо-Преображенской церкви в Стрельне по приказу Петра Великого был установлен 15-пудовый шведский колокол. Существует несколько версий того, как он попал сюда. По одной – колокол происходил из шведской деревушки Хиетаниеми, расположенной на реке Торнео, неподалеку от границы с Финляндией. По другой – из кирхи под названием «Хиетаниеми» (в переводе «Песчаный мыс»), находившейся в крепости Ниеншанц. Согласно третьей, он был перемещен из Копорья или Нарвы...

Военный трофей. Как шведский колокол попал в Стрельну | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Как бы то ни было, в Стрельне шведский колокол обрел свою вторую жизнь и на протяжении десятилетий созывал прихожан на молитву. Однако в конце XIX века ему вновь довелось совершить путешествие. Подробности – в документах Российского государственного исторического архива.

Колокол был отлит в Стокгольме в 1686 году известным шведским мастером Михаэлем Бадером специально для прихода Хиетаниеми. Об этом гласили надписи на латыни и шведском языке, сделанные на его поверхности. В начале 1880-х годов Стрельну посетили шведские путешественники, увидевшие «действующий» трофей Северной войны. От них жители деревушки Хиетаниеми на севере Швеции узнали о судьбе старинной реликвии, сочли ее своей утраченной собственностью и загорелись желанием вернуть.

По распоряжению тогдашнего владельца Стрельны великого князя Константина Николаевича было проведено специальное историческое расследование. В походных журналах Северной войны подтверждений занятия Хиетаниеми русскими войсками найти не удалось, однако в «Военной истории походов россиян в XVIII столетии» известного историка Д. П. Бутурлина обнаружили упоминание о том, что зимой 1716 года «один российский отряд опустошил всю страну» между Брагестадтом на восточном берегу Ботнического залива и рекой Торнео. Труды шведских историков также свидетельствовали о присутствии в деревушке солдат Петра I, хотя о перемещении колокола в них ничего не говорилось.

Тем не менее искреннее желание жителей Хиетаниеми вернуть колокол (они даже собрали деньги для его выкупа) было благосклонно принято Константином Николаевичем и его супругой Александрой Иосифовной. Они выразили согласие возвратить реликвию, полагая, что «уступка колокола стрельнинскими прихожанами будет таким же достойным делом мирной доблести и великодушия, как приобретение его 200 лет назад было подвигом славы и боевой чести наших предков».

Однако простого согласия «августейших владельцев» Стрельны оказалось мало. Шведский колокол считался церковным имуществом и подлежал контролю духовных властей. Кроме того, он являлся боевым трофеем Северной войны, что дополнительно ограничивало возможности распоряжения им. Как отмечал управляющий двором великого князя Константина Николаевича полковник П. Е. Кеппен в письме в МИД, весьма вероятно, что Петр I приказал разместить колокол в стрельнинской церкви «в память и прославление» побед русской армии, подобно тому, как в храмах было принято устанавливать отбитые у неприятеля знамена и сооружать церковные ограды из трофейных орудий. «Странно было бы предположить, – указывал полковник, – что право собственности приходов простирается на эти знамена и пушки, что их можно дарить, менять или продавать».

В итоге дело о колоколе дошло до «высочайшего уровня». В ноябре 1884 года император Александр III разрешил вернуть его шведам, но не раньше, чем будет изготовлен новый, полностью соответствующий ему по величине. Поднять его на церковную колокольню следовало одновременно со снятием прежнего колокола.

Церемония состоялась в Стрельне 9 мая 1885 года, в престольный праздник придела Спасо-Преображенской церкви, освященного во имя св. Николая Чудотворца. Смотритель Стрельнинского дворца полковник С. П. Сухонин телеграфировал великой княгине Александре Иосифовне: «Сегодня колокол сдан шведскому вице-консулу Стерке». Через три недели шведский посланник направил в российский МИД ноту с изъявлением «глубочайшей признательности» жителей Хиетаниеми за возвращение реликвии.

На новом колоколе, изготовленном на меднолитейном заводе А. С. Лаврова в Гатчине, по воле императора была нанесена историческая надпись: «Сооружен в 1885 году, взамен шведского, возращенного в деревню Хиетаниеми, по просьбе ее жителей».

В начале 1930-х годов стрельнинскую церковь закрыли, а находившийся в ней колокол, вероятнее всего, отправили в переплавку. Судьба его трофейного собрата, возвращенного в деревню Хиетаниеми, оказалась более счастливой. Колокол, который теперь называют «русским», цел и в наши дни продолжает нести свою службу.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Стрельна #храмы и церкви

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (6871) от 26.02.2021 под заголовком «Трофейный колокол».


Комментарии