Ветхий Петроград. Как обвалился Литовский замок

«Вчера утром обвалилась на протяжении 15 сажен стена руин Литовского замка. Обломки засыпали часть Матвеевского (бывш. Тюремного) переулка. К месту обвала прибыли топорники трех пожарных частей, взявшиеся энергично за разборку обвала, так как распространились слухи о том, что под обломками погибли дети», - сообщала «Ленинградская правда» в номере от 1 октября 1924 года. По счастью, все обошлось. Людей под завалами не обнаружили.

Ветхий Петроград. Как обвалился Литовский замок | Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Литовский замок, в котором при старом режиме находилась тюрьма, был сожжен восставшими в дни Февральской революции 1917 года. Поэт Александр Блок в письме к матери так описывал произошедшее: «Выгорели дотла Литовский замок и окружной суд. Бросается в глаза вся красота их фасадов, вылизанных огнем, вся мерзость, безобразившая их внутри, выгорела».

Созданное в 1921 году общество «Старый Петербург» ратовало за сохранение наружных стен Литовского замка как исторического здания, но в 1930 году его все-таки сровняли с землей. Дальше охранять руины, грозившие каждую минуту обрушиться, было рискованно.

Впрочем, развалины Литовского замка были не единственными в тогдашнем Петрограде. Современники сетовали, что ходить по улицам города зачастую было не менее опасно, чем пробираться по узкому горному ущелью под угрозой камнепада.

«Петроградская правда» в начале 1924 года рисовала такую картину: «Годы Гражданской войны, разрухи, голода и холода отозвались на Петербурге жестоко. Идя еще в настоящее время по некоторым закоулкам Петербурга, например, по бывшим Колтовским улицам Петербургской стороны, можно подумать, что эти местности подвергались неприятельскому бомбардированию - возвышаются лишь полуразрушенные остатки строений, кирпичные клетки...». Дома, простоявшие несколько лет без ремонта, без отопления, приходили в «трухлое состояние», становились «крайне ветхими».

Еще в 1923 году власти всерьез озаботились этой проблемой. Были созданы специальные комиссии по обследованию жилого фонда, которые определяли - можно ли сохранить то или иное здание либо разумнее «приговорить» его к сносу.

Всем было понятно, что расчистка города от руин была делом безотлагательным: обвалы ослабленных стен случались с завидной регулярностью. Так, в июле 1924 года с лицевого фасада незаселенного пятиэтажного дома № 38 по 5-й линии Васильевского острова внезапно «сошла» часть крыши, да и сам дом угрожал рухнуть. Прилегающий участок улицы был закрыт для движения и оцеплен милицией, а эксперты в авральном порядке обследовали конструкции для их экстренной разборки.

Организуя снос не подлежавших восстановлению зданий, городские власти, что называется, убивали двух зайцев. К демонтажу привлекали безработных, что несколько снижало социальную напряженность. 18 октября 1924 года «Ленинградская правда» сообщала, что силами безработных разобрано более 150 полуразрушенных домов, и уверяла, что в будущем году город совершенно освободится от угрожающих стен. В январе 1925 года та же газета отметила, что коммунальное хозяйство города Ленина «переходит уже к новому строительству».

Наши публикации о прошлом и настоящем Литовского замка:


Тюремный кирпич на добрую память

Реквием по Литовскому замку

О замке Литовском замолвили слово

Поджог по ошибке

Смольный разрешил Ованесьян и Свиньину новодел на Мойке

#история #Петроград #разрушение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6328) от 23.11.2018 под заголовком «Ветхий Петроград».


Комментарии