Поджог по ошибке

О том, что после победы Февральской революции 1917 года воодушевленные успехом народные массы разгромили и подожгли полицейские и судебные участки, Литовский тюремный замок, здание окружного суда, известно достаточно много. А вот то, что «под раздачу» попали Нарвские ворота, многим, наверное, покажется удивительным. Чем же они-то провинились перед революцией?

Поджог по ошибке | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Да, в общем-то, ничем. По большему счету народные массы сожгли их... по ошибке. Сторож городской общественной уборной, находившейся рядом с воротами (в его обязанности входил и присмотр за этим памятником), сообщал, что 28 февраля толпа рабочих и солдат окружила его квартиру и требовала выдать ключи от склада «будто бы полицейского архива во внутренних помещениях триумфальных Нарвских ворот» (мы цитируем его слова по документам Центрального государственного архива СПб).

Дело в том, что в помещениях внутри ворот, где поначалу предполагалось устроить музей, посвященный войне с Наполеоном, находилась часть архива столичной городской думы. В ворота она перекочевала в 1888 году, в дальнейшем это собрание пополнялось.

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранилось прошение архивариуса в городскую управу, датированное январем 1899 года. Он сообщал, что бухгалтерское отделение сдало в архив значительное количество документов с 1885-го по 1896 год, однако в здании городской думы места нет, поэтому «нужно распорядиться об уничтожении печей в двух первых комнатах в архивном помещении в Нарвских триумфальных воротах и об устройстве в них по стенам полок». Власти согласились и выделили на эти работы 254 рубля с копейками.

Сохранилась в ЦГИА СПб и опись дел, находившихся в помещениях Нарвских ворот. Действительно, там и в помине не было каких-либо полицейских документов. Там хранились, к примеру, бумаги Шестигласной думы - сословного органа городского самоуправления, введенного указами Екатерины II и ликвидированного к середине XIX века, некоторые документы о городских хозяйственных делах...

Напрасно сторож, осажденный в своей квартире толпой рабочих, уверял их представителей, что в Нарвских воротах - склад дел и книг городского архива, да и ключи в городской управе. Толпа, не сумевшая проникнуть в помещения «по-хорошему», сложила у входа в ворота костер и подожгла двери. Сторож никак не мог помешать погрому - хорошо, сам жив остался.

«Сначала загорелся нижний этаж, по винтовой лестнице, благодаря тяге, огонь перешел во второй и верхний третий этажи, перебросился на другую сторону и все склады были объяты пламенем», - сообщал сторож. Прибывшая пожарная команда не могла уже сдержать разбушевавшееся море огня, и все дела и книги 1783 - 1862 годов, оставленные «на вечное хранение», погибли...

В начале марта 1917 года заместитель заведующего архивом городской думы К. И. Грацианский докладывал своему начальству в городскую управу: «Сего 9 марта получил подтверждение слухов, что пожаром 28 февраля с. г. уничтожен городской памятник триумфальные Нарвские ворота... По наружному моему осмотру сего 9 марта со стороны площади я нашел полное подтверждение всему сообщенному сторожем, причем подняться в верхние этажи не представлялось никакой возможности, так как внутренние винтовые лестницы разрушены и висят на воздухе, да и само здание этих ворот мне представляется не прочным и грозит падением».

Такое впечатление, что архивист все-таки сгущал краски. Столь прочное сооружение, как Нарвские ворота, с мощной кирпичной кладкой, никак не могло рухнуть от последствий пожара. Оно выстояло и после погрома 1917 года, и во время блокады, когда пострадало от обстрелов. Все-таки на века возвел ворота без малого двести лет назад зодчий Василий Петрович Стасов!

#Нарвские ворота #февральская революция #архив

Комментарии