В лесу прифронтовом

Два с половиной года Лодейное Поле было прифронтовым городом. Его отделяла от врага только река Свирь. На ее левом берегу была создана оборона, которая стала для армии финнов непреодолимым препятствием. В селе Алеховщина, находящемся в 40 км от Лодейного Поля, в деревнях и густых лесах вокруг располагались различные подразделения 7-й армии Карельского фронта под командованием тогда еще генерала К. А. Мерецкова. В Алеховщине находились штаб, погранполк, автомобильный батальон, полки минометный и связи, а на подступах — зенитные части и «катюши»...

 В лесу прифронтовом | Бойцы полка связи строят укрытие для радиостанции. Алеховщина, 1942 г. ФОТО из архива редакции

Бойцы полка связи строят укрытие для радиостанции. Алеховщина, 1942 г. ФОТО из архива редакции

Даже не сосчитать, сколько раз за последние двадцать пять лет я бродила по лесам Алеховщины. Есть у меня здесь любимые дороги и тропинки, которые не дадут потеряться - выведут. Много приметных мест, где можно поискать грибы или чернику. Например, у могучей ели, которая стоит царицей среди стройных сосен. У ее подножия большая яма. Я не раз гадала о ее предназначении, пока не сообразила, что здесь в войну могла быть землянка. А чуть дальше от нее тянется неглубокий ров с оплывшими глиняными скатами, напоминающий траншею. Если пойти по дороге на Тикшу, это левый приток Ояти, километра через четыре можно увидеть то, что осталось от двух блиндажей, а еще дальше обнаружить станину от зенитной установки. Сохранились в лесу окопчики и то, что было в войну дзотами.

Часто я пыталась представить себе тех, кто находился в алеховщинском лесу, держа оборону и летом, и зимами, которые здесь, на северо-востоке Ленобласти, очень суровые. Иногда ветер, раскачивая верхушки сосен, доносил мне их голоса. По крайней мере в это хотелось верить. Но я даже предполагать не могла, что в наш 2017 год, такой далекий от войны, увижу лица защитников свирского рубежа, узнаю их имена и то, что пришлось испытать на войне этим людям.

Разбирая военный архив «Ленинградской правды», а это тысячи воспоминаний и писем от участников войны и блокады, присланные в редакцию в 1980-е годы, я обнаружила толстый желтый конверт. А в нем пачку фотографий и воспоминания председателя совета ветеранов 29-го ордена Александра Невского отдельного полка связи Н. П. Суворова. И вот что из них удалось узнать.

В июле 1941 года 7-я армия, в которую входил этот полк, отражала наступление финских войск между Ладожским и Онежским озерами. Враг рвался к Олонцу, а далее к Свири и Волхову, чтобы в районе Тихвина объединиться с немецкой армией и окружить Ленинград двойным кольцом блокады.

«Мы отступали. В октябре наши войска стали отходить на Кондопогу. Для их прикрытия выделили три танка, роту пограничников и наш полк, - вспоминает Николай Петрович. - Сначала через проток между Онежским и Лагмоозером мы переправили штаб и мощную радиостанцию, которая давала возможность поддерживать связь с другими фронтами, Ладожской военной флотилией и ставкой Верховного в Москве. Переправа была сложной. По нам била артиллерия, нас одолевали финские «кукушки». Связистам приходилось оставлять аппаратуру и прочесывать лес, чтобы снять их выстрелом с деревьев. Переправились. Но танки Т-26, которые прикрывали отход, их экипажам пришлось взорвать.

Две недели, увязая в болотах, практически без еды, мы добирались до Кондопоги, а потом и до Лодейного Поля. И здесь встали накрепко и финнов остановили. В лесах, окружавших плотным кольцом Алеховщину, было выкопано очень много капониров - укрытий для военной техники, радиостанций, зарядных агрегатов и, конечно, землянок для солдат и офицеров. Все сооружения имели накаты из бревен и были тщательно замаскированы сосновыми и еловыми деревьями. Вражеские самолеты ни разу не смогли нас обнаружить и сбрасывали бомбы вслепую».

Что и неудивительно, подумала я, читая пожелтевшие от времени машинописные листки воспоминаний. В этих лесах и сегодня легко затеряться. И тех, кто сюда наведывается за грибами или на озерную рыбалку, иногда приходится выводить на накатанную «базовскую» дорогу, что ведет к Алеховщинскому шоссе.

В конце 1942 года в полк прибыло большое пополнение девушек-связисток всех специальностей из Кургана. Была доставлена новая, более совершенная аппаратура. К началу Свирской наступательной операции 29-й полк связи представлял собой хорошо укомплектованную боевую часть с личным составом, готовым к любым сражениям...

В июне 1944 года Карельскому фронту была поставлена задача освободить от врага Петрозаводск, разгромить части финской армии и заставить Финляндию прекратить войну против СССР.

«Утром 21 июня началась мощная артподготовка, которая длилась три с половиной часа. Первыми послали свои снаряды на вражеский берег «катюши». Появились наши самолеты, и северный берег Свири затянуло дымом от разрывов бомб. Около полудня стрелковые части начали форсировать реку на лодках и плотах. Наша радиостанция беспрерывно работала на прием и передачу. А когда саперы навели понтонный мост, мы переправились на тот берег и вместе с бойцами стрелковых подразделений первого эшелона стали преследовать отступающего противника. 30 июня Петрозаводск был освобожден», - рассказывает в своих воспоминаниях Н. П. Суворов, перечисляя имена товарищей, с которыми довелось воевать. Кстати, мемориальный парк «Свирская Победа» был заложен в Лодейном Поле в 1944 году.

И теперь, конечно, уже в следующем году, отправляясь в алеховщинский лес из деревушки, которую в нем не каждый и отыщет, я буду точно знать, кто здесь защищал Родину.

#Лодейное Поле #река Свирь #воспоминания

Комментарии