«Перед лицом своих товарищей…» Прием в пионеры весной 1990 года

Весна 1990 года, прием в пионеры — один из последних в ХХ веке. Место, где происходит событие, достаточно легко узнать: двор Мраморного дворца, в котором тогда находился филиал Центрального музея имени Ленина. На постаменте — легендарный броневик «Враг капитала»…

«Перед лицом своих товарищей…» Прием в пионеры весной 1990 года | Может быть, кто‑то из тех, кто изображен на этой фотографии, узнает себя, вспомнит тот день и отзовется?/Репродукция. ФОТО автора

Может быть, кто‑то из тех, кто изображен на этой фотографии, узнает себя, вспомнит тот день и отзовется?/Репродукция. ФОТО автора

Меня в пионерскую организацию тоже принимали в Мраморном дворце. Хорошо помню, как мы, ученики пятого класса, вошли в Музей Ленина и увидели двух мальчиков и девочку, стоящих в почетном карауле у Красного знамени.

Наш прием проходил в Мраморном зале. Каждый произносил клятву: «…Вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют законы пионеров Советского Союза».

Когда нам повязали красные ­галстуки, я гордо подумала, что теперь тоже могу встать в почетный караул…

В пионерском лагере в Сиверском, куда я поехала летом, мне понравилось вставать по утрам по призыву горна, купаться в реке, сидеть у костра. А перед отбоем читать вместе с пионервожатой. Она старалась не просто заинтересовать нас книгами, но и учила размышлять о прочитанном. Помню, какое сильное впечатление произвел на нас «Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна.

Мне повезло: хорошая пионер­вожатая была и в нашей школе. Заметив мои, как она считала, музыкальные и танцевальные способности, она записала меня в районный Дом пионеров. Наш дружный хор и балетную студию, репетиции и концерты я вспоминаю с радостью…

Шли годы, круто менялась эпоха. Броневик «Враг капитала» переехал в Музей артиллерии, а его место заняла конная скульптура Александра III работы Павла Трубецкого. Исчез почетный караул: в этом музее в пионеры давно не принимают. Да и сам он прекратил свое существование. Теперь в Мраморном дворце — филиал Русского музея. Что же касается столь полюбившегося мне пионерлагеря в Сиверском, то он долго стоял брошенным, а потом его территорию огородили высоким забором и там появился какой‑то «дворец» с башенкой.

Да, наверное, исторические перемены были неизбежны. Нам пришлось заново узнавать и принимать историю своей страны. Но собственное детство не пересмотришь. И время, когда я носила пионерский галстук, остается для меня счастливым.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #воспоминания #пионеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7401) от 21.04.2023 под заголовком ««Перед лицом своих товарищей…»».


Комментарии