В миру была Надеждой. Как сложилась судьба монахини Олимпиады с картины Бориса Кустодиева

«Олимпиада в черной мантии» — так называлась заметка, опубликованная в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» от 17.02.2025. В ней рассказывалось, как в 1908 году художник Борис Кустодиев, будучи в Старой Ладоге, создал картину «Монахиня», запечатлев на ней одну из обитательниц действующего и ныне Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря. На публикацию обратили внимание в обители. Архивариус монастыря Тамара ГЛАДКОВА поделилась с нами уникальными историческими подробностями:

В миру была Надеждой. Как сложилась судьба монахини Олимпиады с картины Бориса Кустодиева | Староладожский Успенский монастырь. Церковь Крестовоздвиженья и келейные домики. По преданию, на месте деревянного дома была келья — место заключения Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I./Фотография С. М. Прокудина-Горского, начало ХХ века/РЕПРОДУКЦИЯ А

Староладожский Успенский монастырь. Церковь Крестовоздвиженья и келейные домики. По преданию, на месте деревянного дома была келья — место заключения Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I./Фотография С. М. Прокудина-Горского, начало ХХ века/РЕПРОДУКЦИЯ А

— Монахиня Олимпиада, изображенная на картине Кустодиева, действительно была одной из обитательниц нашего монастыря, но она не была его игуменьей, как это нередко говорится в самых разных публикациях. Ничего удивительного: изучением документов нашей обители прежде никто не занимался, поэтому в статьях о ней немало неточностей. Одна из них касается и статуса монахини Олимпиады.

Из ее послужного списка известно, что она родилась в 1845 году, происходила из кронштадтских мещанок, в миру была Надеждой Розовой. Обучалась в городской школе русской грамоте, письму и рукоделию, в Староладожский Успенский монастырь поступила в 1864 году, когда ей было девятнадцать лет. В 1887‑м была пострижена в монашество под именем Олимпиада, с тех пор постоянно жила в обители. Как значится в документах, «в монастыре проходит клиросное послушание и чреду чтения при богослужениях; к послушаниям способна».

Олимпиада пела в хоре на клиросе, во время служб читала требуемые по дням отрывки из богослужебных книг. Читают все по‑разному, но у Олимпиады это получалось настолько замечательно, что семья местного помещика Томилова просила приходить к ним и читать Священное Писание и душеполезные книги. За такие труды монахиням платили.

Кроме того, монахини Успенского монастыря славились умением хорошо вести огородное хозяйство — урожаи у них всегда были высокие. Недаром жители Старой Ладоги и окрестных деревень отправляли местных девушек в монастырь учиться сельскохозяйственным премудростям. Огороды находились около обители, большое хозяйство было и на другом берегу реки Волхов. В самом монастыре кроме каменных келейных корпусов находилось более двух десятков деревянных домиков, вокруг которых росли цветы и кусты.

Монахиня Олимпиада умерла 8 декабря 1919 года «от удара и отека легких», как значится в документах. Ее похоронили на Успенском кладбище: это последняя монахиня, погребенная на территории монастыря. Впоследствии их хоронили на монастырском Алексеевском кладбище рядом с обителью.

Не совсем согласна, что на картине Кустодиева Олимпиада предстала в образе «властной женщины». Есть снимки, на которых она изображена с легкой улыбкой, слегка уставшей. Именно такой ее запечатлел в конце XIX века мастер отечественной репортажной фотографии Карл Булла… А вот игуменьи на фотокарточках действительно выглядят строгими, собранными. Кстати, их полный список начиная с ноября 1703 года можно найти на интернет-сайте монастыря в разделе «Записки архивариуса». Там представлены материалы, которые мне удалось собрать, занимаясь уже больше десяти лет изучением документов обители.

Читайте также:

Пробуждение весны: «ледоход для многих петербуржцев — настоящее зрелище»

Во Всероссийском музее А.С. Пушкина открылась выставка художника Владимир Шевченко «Война и мир»


#история #Борис Кустодиев #монахиня Олимпиада

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7888) от 14.04.2025 под заголовком «В миру была Надеждой».


Комментарии