Угловые противоречия. История дома на Большом Сампсониевском проспекте

Облик этого приметного здания в стиле «сталинского ампира» на бумаге видоизменялся несколько раз. И то, что было в конце концов осуществлено, совсем не походило на первый проект. Его авторами выступили архитекторы института «Ленпроект» Виктор Белов, Анна Гордеева и Михаил Аронштам. Дом предназначался для сотрудников НИИ проводной связи.

Угловые противоречия. История дома на Большом Сампсониевском проспекте | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Согласно проекту, дом предполагалось отодвинуть от перекрестка с 1‑м Муринским проспектом, сам угол был не закругленный, как нынче, а прямоугольный, и его должна была венчать башня. А в торце, со стороны железной дороги, в одноэтажном объеме предполагалось разместить клуб, столовую и выставочный зал.

В июне 1949 года проектное задание было представлено на заседании городского Архитектурного совета при Ленгорисполкоме. Его не приняли: архитекторы Евгений Левинсон и Александр Князев выступили против башни, а остальные члены совета порекомендовали приблизить дом к красной линии Сампсониевского проспекта (тогда Карла Маркса).

Это было учтено, и в октябре того же года проектное задание представили на совете во второй раз. Башня была убрана, появилась повышенная до пяти этажей центральная часть с фронтоном и фризом. И снова прозвучала критика. Эксперт Олег Гурьев предложил уменьшить «раздутый» фронтон. С этим замечанием проектное задание было согласовано, осталось рассмотреть только стадию технического проекта.

Однако свои коррективы внес Ленгорисполком. По его указанию в новых районах строительства необходимо было вместе с жилыми домами размещать кинотеатры. Такие примеры можно увидеть на Московском проспекте (дом № 184 с кинотеатром «Мир» и № 202 с кинотеатром «Дружба»). Подыскивали место и в Выборгском районе: выбор пал именно на это здание, причем кинозал предложили устроить вместо выставочного зала и столовой.

Авторы снова переработали свой проект, представив его на утверждение 19 мая 1950 года. В этом варианте как раз появился закругленный угол с колоннами. Архитекторам проект опять не понравился. Игорь Фомин заявил, что закругленный угол ничем не оправдан, поскольку на всех остальных углах перекрестка стоят прямоугольные здания. Владимир Витман указал, что кинотеатр надо строить «отдельным здоровым зданием».

Однако на отдельную постройку исполком денег не давал. Несмотря на все возражения, председатель Архитектурного совета Николай Баранов постановил, что «и такому дому с кинотеатром» надо дать право на существование. Поэтому в реальности получилась весьма необычная ситуация: сперва надо было купить билет в кассе, размещенной в закругленной части дома, а затем пройти вдоль всего фасада по 1‑му Муринскому проспекту и там уже ­зайти в вестибюль кинотеатра.

Дом был возведен в 1953 – 1955 годах и введен в эксплуатацию 30 ноября 1955 года с оценкой «удовлетворительно». Кинотеатр открылся в феврале 1956 года и получил название «Спорт». Оно было связано с тем, что вдоль железнодорожного полотна Выборгского направления в 1950‑х годах было решено разместить целую серию спортивных сооружений. Так, по соседству появились стадион Завода им. Климова, стрелковые клуб и тир, стадион Лесотехнической академии.

В 2005 году кинотеатр закрыли, и в его помещении стала действовать Филармония для детей и юношества. С марта прошлого года помещения на ремонте, который продлится полтора-два года.

На соседнем участке по проспекту Карла Маркса, в сторону станции Ланская, предполагалось возвести продолжение этого здания. Однако в 1950‑х годах этого сделать не удалось, и территория была застроена только спустя три десятилетия, но уже в другом стиле и с другой этажностью.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #здание #дом

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (7391) от 07.04.2023 под заголовком «Угловые противоречия ».


Комментарии