Где начиналась Троя. История здания на Васильевском острове
Перед нами — яркий образец «стиля Людовика XVI», характерного для петербургской архитектуры середины XIX века (1‑я линия Васильевского острова, 28). Причем это лишь внешняя «оболочка», а под ней — стены, возведенные еще в середине предыдущего столетия. Нынешний облик зданию придал в 1850‑е архитектор Людвиг Бонштедт. Переделка была осуществлена по заказу тогдашнего владельца купца Карла Фелейзена, гофмаклера (старшего маклера) столичной биржи.
Издалека может показаться, что здание сложено из крупных каменных блоков. Однако это иллюзия./ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В арсенале «стиля Людовика XVI», который искусствоведы называют собирательным, — мотивы и раннего классицизма (оконные наличники с расширениями-«ушками», лепные цветочные гирлянды на фасаде), и пышного барочного декора (витиеватая лепнина под окнами последнего этажа), и ренессансные детали — руст, каким сплошь покрывали стены зодчие эпохи Возрождения.
Впрочем, дом примечателен не столько архитектурным обликом, сколько своим знаменитым жильцом. Сразу после перестройки здания, осуществленной Бонштедтом, здесь квартировал предприниматель и археолог-самоучка Генрих Шлиман.
Впрочем, в те годы, когда он жил в доме Фелейзена, до всемирной славы ему было еще далеко. Родившийся в семье небогатого сельского пастора, Шлиман проявил способности к языкам, что и привело его в Петербург в качестве представителя нидерландской фирмы.
Своим трудом Шлиман сколотил хорошее состояние, позволившее ему в середине 1860‑х совершить кругосветное путешествие, а затем стать студентом Парижского университета. Его сильно заинтересовал вопрос существования Трои, и в конце концов он нашел этот древний город-крепость в Малой Азии. Тогда‑то к нему и пришла заслуженная слава, и этот факт теперь отмечен мемориальной доской на фасаде дома купца Фелейзена…
Шли годы, менялись владельцы, а дом, где некогда жил Генрих Шлиман, оставался прежним. Наконец, в 1915 году он оказался в собственности действительного статского советника Николая Павловича Раева. Он служил в Министерстве народного просвещения, основал Историко-литературные и юридические женские курсы, вскоре переименованные в Петербургский вольный женский университет. Раев сумел превратить это учебное заведение для женщин в одно из лучших, подобрав выдающийся преподавательский состав. В 1916 году Николай Раев был назначен обер-прокурором Святейшего Синода и стал последним, кто занимал эту должность.
Что же касается здания на 1‑й линии, то в августе 1915 года Раев задумал нарушить многолетнюю традицию и перестроить дом. Проект составил крупный столичный зодчий Дмитрий Крыжановский. Ему предстояло надстроить здание двумя этажами, оживив при этом фасад эркерами. При этом Крыжановский предполагал действовать очень тактично, можно сказать, с археологической осторожностью. В проекте он не тронул существовавшую отделку, а чтобы не перегружать существовавшие лестницы, планировал пристроить к зданию объем новой лестничной клетки для обслуживания как новых, так и старых квартир.
Однако этот проект остался в чертежах — по всей видимости, потому, что времена были сложные: разгар Первой мировой войны. В итоге дом, где некогда жил Генрих Шлиман, дошел до нас в том виде, в каком его застал знаменитый археолог-любитель.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7371) от 10.03.2023 под заголовком «Где начиналась Троя».
Комментарии