Где начиналась Троя. История здания на Васильевском острове

Перед нами — яркий образец «стиля Людовика XVI», характерного для петербургской архитектуры середины XIX века (1‑я линия Васильевского острова, 28). Причем это лишь внешняя «оболочка», а под ней — стены, возведенные еще в середине предыдущего столетия. Нынешний облик зданию придал в 1850‑е архитектор Людвиг Бонштедт. Переделка была осуществлена по заказу тогдашнего владельца купца Карла Фелейзена, гофмаклера (старшего маклера) столичной биржи.

Где начиналась Троя. История здания на Васильевском острове | Издалека может показаться, что здание сложено из крупных каменных блоков. Однако это иллюзия./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Издалека может показаться, что здание сложено из крупных каменных блоков. Однако это иллюзия./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В арсенале «стиля Людовика XVI», который искусствоведы называют собирательным, — мотивы и раннего классицизма (оконные наличники с расширениями-«ушками», лепные цветочные гирлянды на фасаде), и пышного барочного декора (витиеватая лепнина под окнами последнего этажа), и ренессансные детали — руст, каким сплошь покрывали стены зодчие эпохи Возрождения.

Впрочем, дом примечателен не столько архитектурным обликом, сколько своим знаменитым жильцом. Сразу после перестройки здания, осуществленной Бонштедтом, здесь квартировал предприниматель и археолог-самоучка Генрих Шлиман.

Впрочем, в те годы, когда он жил в доме Фелейзена, до всемирной славы ему было еще далеко. Родившийся в семье небогатого сельского пастора, Шлиман проявил способности к языкам, что и привело его в Петербург в качестве представителя нидерландской фирмы.

Своим трудом Шлиман сколотил хорошее состояние, позволившее ему в середине 1860‑х совершить кругосветное путешествие, а затем стать студентом Парижского университета. Его сильно заинтересовал вопрос существования Трои, и в конце концов он нашел этот древний город-крепость в Малой Азии. Тогда‑то к нему и пришла заслуженная слава, и этот факт теперь отмечен мемориальной доской на фасаде дома купца Фелейзена…

Шли годы, менялись владельцы, а дом, где некогда жил Генрих Шлиман, оставался прежним. Наконец, в 1915 году он оказался в собственности действительного статского советника Николая Павловича Раева. Он служил в Министерстве народного просвещения, основал Историко-литературные и юридические женские курсы, вскоре переименованные в Петербургский вольный женский университет. Раев сумел превратить это учебное заведение для женщин в одно из лучших, подобрав выдающийся преподавательский состав. В 1916 году Николай Раев был назначен обер-прокурором Святейшего Синода и стал последним, кто занимал эту должность.

Что же касается здания на 1‑й линии, то в августе 1915 года Раев задумал нарушить многолетнюю традицию и перестроить дом. Проект составил крупный столичный зодчий Дмитрий Крыжановский. Ему предстояло надстроить здание двумя этажами, оживив при этом фасад эркерами. При этом Крыжановский предполагал действовать очень тактично, можно сказать, с археологической осторожностью. В проекте он не тронул существовавшую отделку, а чтобы не перегружать существовавшие лестницы, планировал пристроить к зданию объем новой лестничной клетки для обслуживания как новых, так и старых квартир.

Однако этот проект остался в чертежах — по всей видимости, потому, что времена были сложные: разгар Первой мировой войны. В итоге дом, где некогда жил Генрих Шлиман, дошел до нас в том виде, в каком его застал знаменитый археолог-любитель.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#дом #здание #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7371) от 10.03.2023 под заголовком «Где начиналась Троя».


Комментарии