Царская приёмка. Петр Великий самолично испытал готовый участок Ладожского канала

«Октября 12‑го. Его Императорское Величество поутру в седьмом часу из Шлютельбурха изволил путь свой восприять в Ладогу, для осмотру канала большого». За этими лаконичными строками из «Походного журнала» 1724 года скрывается событие поистине исторического масштаба: последнее посещение Петром I Ладожского канала — одного из наиболее грандиозных и значимых проектов его царствования.

Царская приёмка. Петр Великий самолично испытал готовый участок Ладожского канала | Карта Ладожского канала, фрагмент. 1741 – 1742 гг./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Карта Ладожского канала, фрагмент. 1741 – 1742 гг./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Работы по строительству транспортного пути вдоль южного берега Ладоги начались весной 1719 года. До этого момента воды бурного и своенравного озера-моря ежегодно приводили к гибели десятков судов, следовавших с товарами и продовольствием в Петербург из Центральной России по Вышневолоцкому водному пути, соединявшему Волгу и Балтийское море.

Решить проблему Петр задумал со свойственными ему энергией и размахом: обогнув Ладогу, напрямую связать Волхов и Неву более чем 110‑километровым судоходным каналом, имеющим ширину до 21 метра, а глубину — от двух до пяти. По замыслу царя, дно канала должно было иметь уклон от Новой Ладоги к Шлиссельбургу, чтобы движущиеся суда могли использовать силу течения воды. Столь огромных гидротехнических сооружений в Европе того времени еще не было.

«Понеже всем известно, какой убыток общенародный есть сему новому месту от Ладожского озера, того ради оную работу немедля начать, и у работы того канала быть работникам со всего государства», — гласил именной указ Петра I. Для его исполнения в пустынной, продуваемой ветрами местности были собраны тысячи работных людей, которым предстояло при помощи обычных лопат и ломов в «сколь возможно» короткие сроки осуществить намеченное.

Сперва прокладкой канала руководил Григорий Скорняков-Писарев, участник Северной войны, артиллерист и соратник Петра еще со времен «потешных забав». Но достойно исполнить поставленную задачу ему не удалось: фактически перепоручив дело подрядчикам, он исправно докладывал царю об успехах, почти не выезжая на место. Работы продвигались крайне медленно, рабочие сотнями умирали от болезней и тяжелых условий…

За четыре года удалось построить лишь около 12 километ­ров «обходного пути». Раздосадованный государь отстранил Скорнякова-Писарева, а начальство над стройкой доверил генерал-лейтенанту Бурхарду Миниху. Уроженец Ольденбургского герцогства, потомственный гидротехник, он имел за плечами 20‑летний опыт службы военным инженером в армиях европейских государств. В его лице Петр обрел ответственного и профессионального помощника: отнюдь не чуждый самолюбия специалист и царь сошлись в желании осуществить «доселе невиданный» проект.

Спустя сорок лет Миних рассказал в своих «Записках», что о Ладожском канале Петр «заботился с особенной любовью, потому что, по его выражению, «канал этот должен был питать Петербург и Кронштадт и доставлять материалы для их обстройки»; по нему он хотел направить все товары и промышленные богатства, составляющие предметы торговли России с Европой, а также материалы, потребные для сооружения и содержания флота».

Миних немедленно приступил к улучшению условий труда. По его приказу вдоль берега Ладоги построили казармы для работных людей, пекарни и бани, улучшили медицинское обеспечение и снабжение продовольствием. Деревянные лопаты и ломы, которыми с трудом удавалось «вгрызаться» в почву, были заменены металлическими. К строительству канала привлекли десятки тысяч солдат, а сами работы стали вести круглогодично, а не только в весенне-летние месяцы, как прежде.

В октябре 1724 года Петр I лично инспектировал стройку. «Государь был очень доволен успешностью работ, порядком и правильностью в деле, — сообщал Михаил Прокофьев, автор «Истории русских каналов и Мариинской системы по Штукенбергу», изданной в 1872 году. — Вновь выстроенный бейшлот (шлюзовую плотину, регулирующую уровень воды. — Ред.) он осмотрел с полным интересом, исследовал все, даже мелочные, подробности, для чего он должен был карабкаться, лазить в середину и вниз постройки, работой этого бейшлота он также остался очень доволен».

Петру не терпелось самолично испытать готовый участок канала в действии. Потребовав лопату, он прокопал часть дамбы, чтобы пустить воду в русло, а потом сел вместе с Минихом в лодку и, сопровождаемый восторженными криками свиты, поплыл по течению.

«Морской капитан Вильбуа из предосторожности зачалил зад­нюю часть лодки снастью и сдерживал ее, чтоб она не повернулась боком, — повествовал Прокофьев. — Императору, который был отличным пловцом, это не внушало ни малейшей заботы, в его глазах проглядывала только сердечная радость».

В собственноручном рескрипте Миниху по итогам поездки Петр выражал «немалое удовольствие» тем, как осуществлялось «сие важное строение». Увы, дожить до реализации своего замысла государю было не суждено: через три месяца после посещения канала он скончался. Миних же еще шесть лет продолжал усердно трудиться над гидротехническим сооружением, которое весной 1731 года торжественно открыла племянница Петра I — императрица Анна Иоанновна.

Дальнейшая судьба инженера знала и взлеты, и падения. В 1741 году императрица Елизавета Петровна, придя к власти в ходе дворцового переворота, приказала арестовать Миниха, как одного из видных деятелей «прежнего царствования», и сослать в Сибирь.

В Петербург ему разрешили возвратиться только через два десятилетия, почти в 80‑летнем возрасте. И он вновь вернулся к своему детищу: в 1762 году Екатерина II назначила Миниха генерал-директором Ладожского канала, каковым он оставался на протяжении пяти лет, до самой смерти. Спустя еще 100 лет фигура Миниха будет изображена на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде — в группе «Военные люди и герои».

Сам же канал служил транспортному судоходству вплоть до 1860‑х годов, когда, по воле другого царя-реформатора, Александра II, вдоль южного берега Ладоги был проложен его более современный дублер, получивший название Новоладожского. Последний и ныне носит статус действующего.

Читайте также:

Зимние хлопоты петербуржцев: как отапливали город в XIX веке?

Булавка от императрицы. История семьи знаменитого фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского


#Петр I #Ладожский канал #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7778) от 25.10.2024 под заголовком «Царская приемка».


Комментарии