Тринадцать героев. Судьба улиц, названных в честь павших на «зимней» войне

13 марта 1940 года закончилась «зимняя» война между СССР и Финляндией. Это потом ее назвали «незнаменитой» и стали потихоньку забывать, а поначалу о ней говорили очень много. В Ленинграде торжественно встречали воинов, вернувшихся с полей сражений. Есть известная фотография, запечатлевшая танковый экипаж на перекрестке Невского и Литейного проспектов, окруженный взволнованными горожанами. Газеты пестрели именами героев. Появились их фамилии и на карте города.

Тринадцать героев. Судьба улиц, названных в честь павших на «зимней» войне | ФОТО Общественное достояние

ФОТО Общественное достояние

Двумя постановлениями Ленгорисполкома, от 3 августа и 26 декабря 1940 года, тринадцати улицам присвоили имена Героев Советского Союза, павших на «зимней» войне. Правда, в большинстве случаев были выбраны небольшие окраинные закоулки. Тем не менее именно так на карту города попали имена первых Героев Советского Союза. Сегодня из тринадцати названий осталось только пять. Это улицы, названные в честь Аккуратова, Салова, Дудко, Емельянова и Булавского. Двух летчиков, двух танкистов и одного артиллериста...

Куда же делись остальные?

Вот что, скажем, произошло с бывшей Безымянной улицей на Петроградской стороне, которой дали имя командира 3-й эскадрильи 58-го авиаполка Ивана Квашнина. Она появилась в 1930-е годы между Ординарной улицей и Кировским проспектом. Когда после Великой Отечественной на этой улице построили жилые дома, их пронумеровали по Кировскому и Ординарной. А в середине 1960-х никому не ведомую улицу Квашнина с новым участком до Чкаловского проспекта де-факто присоединили к Левашовскому проспекту.

Когда в 1967 году вышла книга Кирилла Горбачевича и Евгения Хабло «Почему так названы?», меня больше всего интересовали магистрали, названные в честь героев. Помню, как я специально приехал на Петроградскую сторону и исходил все кварталы между Ординарной и Кировским, но так и не нашел улицу Квашнина. Это было первое мое детское краеведческое разочарование: в книге улица была, в реальности ее не существовало...

Несколькими годами ранее в Невском районе в ходе реконструкции исчезла крохотная улица Шилова, названная в честь командира пулеметного взвода 455-го стрелкового полка; во Фрунзенском – улицы Петрушина, Брагина и Зубарева. Первая вошла в застройку Будапештской улицы, другие – в застройку Софийской.

Почему утраченные имена защитников Отечества не перенесли на новые магистрали, как это делали с другими «героями былых времен»? Ответ довольно прост. К тому времени у Советского Союза сложились по-настоящему добрососедские отношения с Финляндией, и вспоминать о той войне власти не очень-то хотели... Лишь в 1982-м в Красносельском районе появилась улица Политрука Пасечника, военкома эскадрильи 44-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта. Тяжелораненый, 11 марта 1940 года он, спасая жизни командира и подчиненного, попал в плен и погиб...

Так неужели же действительно герои «зимней» войны забыты? Нет, так быть не должно. Несколько лет назад во Фрунзенском районе вновь появились улицы имени командира пехотного батальона Михаила Зубарева и комиссара 90-го батальона 20-й танковой бригады Николая Брагина, впервые в ходе военной операции использовавшего танковый десант (впоследствии этот прием широко применяли в Великой Отечественной войне).

Наконец, уже в этом году там же, во Фрунзенском районе, вместо Прогонной улицы, которая есть в Невском районе, появится улица Кузьмы Высоцкого – в честь пулеметчика 68-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии 7-й армии, погибшего в начале марта 1940-го.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#названия #война #улицы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (6880) от 12.03.2021 под заголовком «Тринадцать героев».


Комментарии