Как возвращали старые названия: обитатели улицы Дзержинского не хотели жить на Гороховой

27 февраля 1989 года на карту Ленинграда вернулось несколько исторических наименований: Почтамтская и Малая Посадская улицы, а также Каменный остров. Это было началом процесса, который, по сути, продолжается по сей день. И что самое главное: если в январе 1944 года инициатором возвращения двух десятков прежних названий были власти, то на этот раз инициатива исходила исключительно от самих горожан.

Как возвращали старые названия: обитатели улицы Дзержинского не хотели жить на Гороховой | ФОТО Youssef Abdelwahab on Unsplash

ФОТО Youssef Abdelwahab on Unsplash

В тех бурных событиях мне довелось участвовать самому. Небольшая группа энтузиастов, к которой я примкнул, собралась в 1987 году. Нас поддержали ленинградские писатели и поэты, среди них были Михаил Чулаки, Даниил Альшиц, Александр Кушнер, Майя Борисова, Лев Куклин.

Тогда‑то и зародилась идея опроса ленинградцев на предмет возвращения ряду центральных улиц дореволюционных имен. Для этого нужно было напечатать опросные листы, разнести их по почтовым ящикам, а затем собрать ответы. Бумага стоила денег, пусть и небольших. На помощь пришли вышеперечисленные писатели, которые выручили финансами. Нашли машинисток-единомышленниц, которые тоже согласились помочь.

Но была и еще одна сложность. Нужна была множительная техника. В середине 1980‑х годов это были ротаторы, но, чтобы размножить в приличном количестве любой текст, требовалось разрешение Горлита. На удивление я его легко получил. Осталось найти ротатор. На помощь пришел Александр Черник, заместитель директора магазина «Техническая книга» на Пушкинской улице.

Первые полторы тысячи опрос­ных листов предназначались жителям Красной улицы, бывшей Галерной. В листах содержалась краткая информация о прежнем названии улицы и о настоящем. Вопрос, на который следовало ответить, был прост: вы за возвращение исторического названия, против или «все равно». Листочек с ответами следовало направить на улицу Воинова, 18, где тогда располагался Ленинградский союз писателей.

И вот мы с единомышленниками прошлись по Красной улице и опустили в почтовые ящики все листочки. Полученный результат всех поразил. В Союз писателей поступило около тысячи писем, причем на некоторых опросных листках было по несколько ответов и за, и против. Голосовали жители коммунальных квартир, а листков на всех не хватало.

После подсчета оказалось, что 83 % жителей Красной улицы хотят вернуть ей название Галерной, 16 % — против. Оставшийся 1 % приходился на тех, кому было все равно. Удивительно, что даже они не поленились купить конверт и отправить письмо по указанному адресу.

Успех вдохновил, тем более что у нас появилось еще больше единомышленников. За Красной последовала площадь Мира с таким же примерно результатом, затем — улицы Союза Связи, Фурманова и Братьев Васильевых, проспект имени Н. И. Смирнова. Там тоже более половины жителей высказались за возвращение исторических названий.

Помню, как всех воодушевило письмо скульптора Григория Ястребенецкого, автора памятной доски выдающимся кинорежиссерам, творившим под псевдонимом «Братья Васильевы». Григорий Данилович говорил однозначное «да» возвращению Малой Посадской улицы.

А вот что показал опрос жителей улицы Дзержинского: в пользу Гороховой высказались только 27 %, остальные предпочли Феликса Эдмундовича. Многие даже обвиняли нас в покушении на святое для каждого гражданина СССР имя. В одном письме был возглас: «Как вы посмели?! Даже мы, прос­тые советские алкоголики, чтим имя Дзержинского». По этому поводу появился выпуск программы «Телекурьер», в котором ведущий клеймил позором «группу отщепенцев, которые позволили…».

В 1988 году в здании «Серебряных рядов» на Невском проспекте открылось Ленинградское отделение Советского фонда культуры, его возглавил Дмитрий Сергеевич Лихачев. При нем появилась общественная комиссия «Топонимика». В нее вошли краеведы Михаил Талалай, Светлана Алексеева, Алексей Владимирович, с которыми мы сделали разошедшийся за неделю огромным тиражом небольшой справочник «Городские имена: сегодня и вчера», а также Павел Скрелин, вместе с которым мы подготовили реестр названий объектов городской среды.

Зимой 1989 года наши предложения были вынесены на заседание топонимической комиссии Ленгор­исполкома. Я присутствовал на нем. Увы, возвращение Сенной площади члены комиссии не поддержали, несмотря на то что уважаемый историк города Александр Марголис ссылался на результаты опросов среди жителей. А те более чем убедительно свидетельствовали о желании видеть площадь с названием, прочно вошедшим в классическую литературу как Сенная.

Почтамтскую вместо улицы Союза Связи члены комиссии приняли легко. На удивление сравнительно легко приняли и Малую Посадскую. Правда, посетовали, что с карты города исчезнут имена создателей легендарного фильма «Чапаев» — Георгия Николаевича и Сергея Дмитриевича Васильевых… Галерная вместо Красной, Гагаринская вместо улицы Фурманова, Гороховая вместо улицы Дзержинского, Ланское шоссе вместо проспекта имени Н. И. Смирнова вернулись уже в другой политической реальности — осенью 1991 года.


#улицы #названия #переименование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7623) от 15.03.2024 под заголовком «Как возвращали старые названия».


Комментарии