Степное домино. Нашествия кочевых народов накатывались на Древнюю Русь одно за другим

В российской истории немало народов, о которых известно почти исключительно из летописей и легенд. Те же печенеги и половцы. Когда‑то они не только воевали с Русью, но и были ее союзниками, вступали с русскими князьями в родственные связи. Даже участвовали вместе с ними в совместных походах. В нынешнем году исполняется ровно 800 лет знаменитой битве на Калке, в которой русские вместе с половцами противостояли пришедшему с востока монгольскому войску. Но, увы, потерпели неудачу… «Это был время, когда Восток доминировал над Западом», — отмечает наш собеседник, кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского госуниверситета Роман НАЛИВАЙКО.

Степное домино. Нашествия кочевых народов накатывались на Древнюю Русь одно за другим | На иллюстрации из Радзивиловской летописи, датированной концом XV века, изображено событие 1103 года: сражение передовых отрядов русских и половцев, завершившееся победой русских и гибелью половецкого хана Алтунопы./Репродукция. ФОТО автора

На иллюстрации из Радзивиловской летописи, датированной концом XV века, изображено событие 1103 года: сражение передовых отрядов русских и половцев, завершившееся победой русских и гибелью половецкого хана Алтунопы./Репродукция. ФОТО автора

Роман Алексеевич, а как долго продолжалась эпоха подобного доминирования?

— Историки отсчитывают ее с V века нашей эры, когда произошло падение Западной Римской империи, и доводят до XV века. Это была эпоха, когда Аристотеля чаще переводили на арабские, нежели на европейские языки, а Арабский халифат отвоевал у Восточной Римской империи, которую обычно называют Византией, Палестину и Северную Африку…

Западная Европа вообще в то время представляла собой, по сути, задворки цивилизованного мира. Прежде величественные античные города приходили в запустение, происходил демографический спад, эпидемии следовали одна за другой… Этот упадок продлился до XIV – XV веков.

Что же касается Восточной Европы, то в это время на нее волна за волной накатывались нашествия кочевых народов. Историк Георгий Вернадский, один из основоположников идеологии евразийства, зародившейся на рубеже XIX — ХХ веков, фактически одним из первых начал рассматривать движение кочевников как единый процесс, в котором все взаимосвязано.

Мне близка эта позиция, поэтому, прежде чем говорить о печенегах и половцах, вспомним о более ранних временах. О IX веке. К тому времени восточные славяне уже обосновались на территориях современных России, Украины и Белоруссии. Южнее, на территории нижнего Поволжья и Северного Кавказа, находилось могущественное государство — Хазарский каганат. Во главе его находился правитель, именовавший себя каганом — это ранний вариант титула «хан».

Известно, что Хазария собирала с восточных славян дань. Ее платили поляне, северяне, радимичи и вятичи. Чтобы представлять гео­графию, заметим: вятичи — это ни много ни мало как обитатели территории нынешней Москвы.

Впрочем, восточные славяне вовсе не были безропотными. В «Повести временных лет» есть упоминание о том, что, после того как хазары напали на полян и потребовали с них дань, те «дали от дыма по мечу». Хазарские старейшины посовещались и сказали кагану: «Не добрая дань эта… мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель».

И как раз в IX веке в Хазарском каганате начинаются междоусобицы. Одна из их возможных причин состояла в том, что местная знать приняла иудаизм, и вовсе не все в государстве были с этим согласны. А ослабление Хазарии привело к тому, что в южнорусские степи начали проникать кочевники.

Иными словами, Хазарский каганат хоть и требовал со славян дань, но играл для них роль некоего защитного барьера?

— Да, многие историки считают именно так. Более того: он дал возможность подготовиться к возможным нападениям. И когда появились кочевники, у восточных славян (или «древнерусской народности» — существует и такое условное название) была уже возможность противостоять набегам.

Первыми кочевниками, с которыми столкнулись восточные славяне в IX веке, оказались вовсе не печенеги. Это были двигавшиеся с Урала угры, они же мадьяры, или венгры. В «Повести временных лет» встречается, кстати, такая фраза: «угры… ходяще, яко и половци», то есть венгры, действующие, как половцы. А в историческое сочинение «Деяния венгров», написанное в конце XII века, включен даже рассказ о том, как в IX веке венгры осаждали Киев.

Чего хотели угры? Говоря просто — территории для проживания. Понимаете, происходившее тогда «великое переселение народов» — некое подобие домино. Менялся климат, степи становились засушливыми, и кочевые народы в поисках лучшей жизни сразу же приходили в движение.

В свое время историк Лев Николаевич Гумилев выдвинул гипотезу о влиянии климата на исторические события. Его построения весьма интересны, хотя и не всегда бесспорны. К примеру, в своей монографии «Тысячелетие вокруг Каспия» он обратил внимание, как на исторические события влияло изменение уровня Каспийского моря…

В конце IX века угров (венгров) потеснили другие кочевники — печенеги, это фиксируют и византийские хроники, и восточные источники. Историки даже называют точную дату, когда это произошло, — 889 год. Под натиском печенегов венгры ушли на запад, обосновались на территории Паннонии, которая с этого времени стала именоваться Венгрией.

Кстати, венгры оказались тогда серьезной угрозой для Европы, вплоть до того, что Восточно-Франкское королевство было вынуждено платить им дань. Свои кочевые набеги венгры продолжали до тех пор, пока в 955 году Оттон Великий, король Германии и основатель Священной Римской империи, не нанес им поражение в битве на реке Лех, правом притоке Дуная на территории Баварии.

Возвратимся же к южнорусским степям: печенеги, которые стали доминировать там после ухода венгров, — тюркоязычный народ. Известно про него не очень много. Все, что мы знаем, — из сочинений императора Византии Константина Багрянородного, который описал устройство печенежской орды, и из русских летописей.

Само название «печенеги» пошло от имени собственного Бече. Так звали некоего вождя, предводителя, имя которого стало эпонимом для печенегов. Эпоним — это имя легендарного либо реально существовавшего героя, которое стало названием народа или страны. К примеру, «Повесть временных лет» объясняет названия племен радимичей и вятичей именами их легендарных предводителей Радима и Вятко. А в честь полководца и политика Симона Боливара было названо государство Боливия.

Также печенеги известны как «кангары», это название связывают с рекой Канг в Средней Азии, откуда эти кочевники, по всей видимости, и пришли. По другой версии, это слово означает «знатный», «благородный».

Отношения славян с печенегами — а в то время уже можно говорить о существовании древнерусского государства — носили волно­образный характер. Какое‑то время печенеги были союзниками Киева, например, во время похода Игоря в 941 году на Царьград. И поступили совершенно иначе, когда князь Святослав отправился на Византию в 969 году.

Воспользовавшись его отсутствием, печенеги напали на Киев и осадили его. Там в это время находилась княгиня Ольга со своими внуками. По сведениям летописи, спасителем Киева стал некий юноша, знавший печенежский язык. Он смог пройти через ряды вражеского войска и вызвал помощь. Русский воевода по имени Претич, собрав силы, снял осаду с Киева, и после этого уже из Дунайской Болгарии вернулся с войском Святослав и окончательно прогнал печенегов.

Тем не менее они продолжали нести угрозу древнерусскому государству: совершали грабительские набеги, разоряли города, уводили в плен людей. Понятно, что в таких условиях на приграничных территориях вести нормальное хозяйство было невозможно. И князь Владимир начал строить укрепленную линию против печенегов — некое подобие «засечной черты» Московского государства XVI века, возведенной против крымских татар.

Вот эту самую сеть укреплений в 1008 году увидел немецкий путешественник Бруно Кверфуртский и упомянул в своем послании королю Германии Генриху II. В «Повести временных лет» также говорится об этих укреплениях. Причем самое примечательное, что для их строительства князь Владимир привлекал не только население ближайших мест, страдавших от набегов кочевников, но и жителей других подвластных ему территорий — кривичей, словен.

Всеобщая трудовая повинность?

— Нечто похожее. Жители северной части древнерусского государства, несмотря на то что их непосредственно набеги кочевников не беспокоили, по инициативе княжеской власти должны были помогать южнорусским землям.

И это вовсе не было лишним, поскольку после крещения Руси печенежские набеги усилились. Предполагают, что печенегов могла натравить на Русь Волжская Булгария, которая незадолго до того, как славяне приняли христианство, стала исламской. А мотивом могла выступать месть за то, что князь Владимир не принял ислам. Ведь в ряду послов, «предлагавших» свои религии, были мусульмане, прибывшие как раз из Волжской Булгарии. Напомним, это государство находилось в Среднем Поволжье, примерно на территории нынешнего Татарстана.

Впрочем, есть и другое объяснение печенежской активности. Князь Святослав в 960‑е годы нанес поражении Хазарии. Затем в 985 году поход против хазар совершил князь Владимир. Окончательное исчезновение Хазарского каганата привело к тому, что печенеги стали гораздо свободнее в своих воинственных замыслах.

Во время одного из печенежских набегов, в 996 году, князь Владимир вообще чуть не попал в плен. По рассказу «Повести временных лет», он спрятался под мостом и дал обет: если останется жив, заложит на месте своего «чудесного спасения» церковь. Что, действительно, сделал, построив в Василеве под Киевом Спасо-Преображенскую церковь.

С печенежскими набегами связана и легенда о белгородском киселе. Речь о том, что печенеги в 997 году осаждали Белгород, и жители, желая показать, что могут выдержать долгое «сидение», пошли на хитрость. В один колодец они опустили кадку с заготовкой для варки киселя, в другой — кадку с «сытой пресладкой», то есть водой, подслащенной медом. Затем позвали представителей печенежского войска: мол, смотрите, нас не победить, поскольку нас сама земля питает. Печенеги призадумались и удалились восвояси…

Как бы то ни было, но противостояние Руси с печенегами продолжалось несколько десятилетий, пока князь Ярослав Владимирович, который вошел в историю под прозванием Мудрый, не нанес кочевникам сокрушительное поражение. И произошло это, кстати говоря, на территории самого Киева. На месте той битвы, случившейся в 1036 году, он на следующий год заложил Софийский собор.

И вот что удивительно: после этого разгрома печенеги на русские земли больше уже не нападали. А правление Ярослава Мудрого вошло в историю как спокойное время. Не случайно в художественном фильме режиссера Игоря Масленникова «Ярославна, королева Франции», созданном в 1970‑х годах, в музыкальной теме Юлия Кима и Владимира Дашкевича звучит: «Радуйтесь, люди, радуйтесь, братие, мир на Руси»…

Впрочем, долго радоваться не пришлось: с востока надвигалась новая волна — тюркский народ, который называли торки, или огузы. На короткое время они потеснили печенегов в южнорусских степях. Но с торками быстро справились сыновья Ярослава — Изяслав, Святослав и Всеволод («триумвират Ярославичей»). Они смогли с ними договориться, взяли в услужение и сделали из них пограничную охрану. Торков называли «свои поганые»: под «погаными» тогда понимали язычников.

То есть кочевники охраняли рубежи русской земли?

— Да, именно так. В том числе и от половцев, первое упоминание которых в русских летописях датируется 1054 годом. Это, кстати, еще и год смерти Ярослава Мудрого. Прежде половцы кочевали восточнее, в районе Аральского моря. Сначала на них не обращали внимания, но когда в 1061 году они совершили первый набег на русские земли, стало понятно, что предстоит тяжелая борьба.

Откуда пошло название «половцы»? Есть версия, что оно происходит от слова «половый» — рыжий. Возможное свидетельство того, что большинство этих кочевников были рыжеволосыми… По другой версии, оно пошло от выражения «оный пол» (то есть берег) Днепра. Иными словами — живущие по другую сторону Днепра.

Самоназвание половцев — кипчаки, оно происходит от тюркского «несчастный». Почему такое странное название? Предполагают, что предками половцев были сиры, у которых был свой каганат — сирский, существовавший с VII по VIII век. Он был разгромлен ­уйгурами, причем настолько сокрушительно, что сиров стали называть «несчастными»…

Двинувшись же на восток, половцы потеснили торков и заняли их место. Территория обитания половцев — от Дуная до Иртыша, она стала называться Дешт-и-Кипчак, или Половецкая степь.

Половцы причинили русским князьям гораздо больше проблем, нежели печенеги. Пик их набегов на русские земли — конец XI века, с 1093-го по 1099 год. Это время правления в Киеве князя Святополка Изяславича. В политическом отношении тогда доминировал Владимир Мономах: он был князем сначала в Чернигове, потом в Переяславе, и как раз он смог прекратить княжеские усобицы и объединить силы для организации походов против половцев.

Наиболее масштабный и известный состоялся в 1111 году. В современной исторической литературе его иногда даже называют «крестовым» — по аналогии с теми, что происходили на Ближнем Востоке.

На Руси знали о крестовых походах европейцев?

— Конечно. Более того, родственники Владимира Мономаха даже участвовали в первом походе на Святую землю, который состоялся в 1096 – 1099 годах и завершился взятием Иерусалима.

Некоторые современные исследователи, которых можно назвать апологетами Владимира Мономаха, полагают, что он мог воспринимать свои действия против язычников-половцев как восточный фланг борьбы против «неверных». Причем особенное внимание историки обращают на то, что Мономах взял с собой в поход священников…

Этот поход стал решающим, после него инициатива в русско-половецких отношениях перешла к русским князьям. Начался период более-менее мирного сосуществования. Половцев даже стали использовать как военную силу в ходе княжеских междоусобиц. Первым князем, который это сделал, был двоюродный брат Владимира Мономаха Олег Святославич. В «Слове о полку Игореве» он назван «Олег Гориславич», поскольку сотрудничал с половцами, когда те еще представляли собой абсолютное зло для русских земель.

Потом уже многие русские князья охотно брали в жены половецких княжон, те принимали православие и следовали русским порядкам и традициям. Киевский князь Святополк был женат на половецкой княжне… А всего известно около десяти подобных брачных союзов. Среди их потомков — князь Андрей Боголюбский. Судя по современной реконструкции его образа, он имел ярко выраженные монголоидные черты. Кого‑то может удивить, но и Александр Невский был внуком половецкой княжны — дочери хана Котяна, выданной замуж за легендарного князя Мстислава Удатного, или Удалого.

Что характерно, русские князья своих дочерей за половецких ханов не отдавали…

Но, хотя половцы и стали союзниками, столкновения с ними все равно продолжались. Вспомним поход князя Игоря Святославича в 1185 году, который лег в основу «Слова о полку Игореве». Игорь попытался повторить триумф своих родственников, киевских князей, но безуспешно.

А в XIII веке под удар внешней силы попали сами половцы: они оказались первой жертвой монгольского нашествия. За помощью они обратились к русским князьям, и те откликнулись, поскольку на тот момент были их союзниками. Кстати, позвал князей на битву у реки Калки, состоявшуюся в 1223 году, хан Котян — прадед Александра Невского. Увы, сражение завершилось победой монголов.

А что они имели против половцев?

— Те не желали им подчиняться, а значит, их следовало покарать. Это и стало главным поводом для похода монголов на запад. А поскольку часть половцев бежали в Венгрию, то монголы хотели наказать еще и венгерского короля, принявшего беженцев под свое покровительство.

Появившись при дворе владимирского князя Юрия Всеволодовича, монгольские послы заявили: мол, русские княжества мы не тронем, поскольку идем походом на Венгрию. Именно поэтому, возможно, русские земли и не подготовились к отражению монгольской угрозы…

И вот вам еще один любопытный факт, который может показаться парадоксальным: на выжившее половецкое население со временем распространился этноним «татары». Более того, кипчаки-половцы стали основным населением Золотой Орды, и именно половецкий язык стал основным в этом государстве. Монгольским языком пользовалась только знать.

Наиболее близкими к половецкому языку лингвисты называют современные татарский и башкирский. Так что в каком‑то отношении история половецкого народа продолжается и поныне… Ничто никуда не исчезает — в этом, пожалуй, и состоит непрерывный ход истории.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #народы #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (7361) от 21.02.2023 под заголовком «Степное домино».


Комментарии