«Сообщаю, что я жив». В войну каждое письма было драгоценностью

В 1941 году Александра Крутова-Рапопорт окончила Ленинградский политехнический институт и уехала в Свердловск (ныне Екатеринбург) трудиться на знаменитом уже тогда «Уралмаше». Война определила и судьбы ее друзей, тоже выпускников Политеха: Анатолий Уваров ушел добровольцем на фронт, Татьяна Вербицкая осталась в Ленинграде. Теперь Александру связывали с ними только письма. Некоторые из них она сохранила.

«Сообщаю, что я жив». В войну каждое письма было драгоценностью | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Из писем А. И. Уварова

«25 августа 1941 г. Здравствуй, Шура. Сообщаю, что я жив и совершенно здоров (этого по твоим словам достаточно). Пока что я участвовал только в одном серьезном бою. Сейчас у нас временное затишье. По моим впечатлениям — не так страшен враг и его огонь, как наша неорганизованность и необученность, неумение пользоваться тем мощным оружием, которое нам вручено.

Первый бой для нас стал жестоким уроком, и он, все же, превратил нашу разношерстную, разновозрастную и плохо обученную толпу добровольцев в настоящих бойцов.

Люди все‑таки у нас замечательные! Нет случаев трусости и паникерства, зато много истинного героизма. Ты пишешь: «Будь осторожен». Я точно не помню всего своего поведения в бою, но знаю, что мне даже в голову не приходила мысль, что я могу быть убит или ранен. Об осторожности думать было ­просто некогда.

Я перешел в ротную разведку. Сегодня ночью мы были в разведке и вымокли до нитки — попали в болото. Однако, как ни странно, больных нет, никто даже не чихает. Сейчас противник ведет артиллерийский огонь — трудно писать».

«11 сентября 1941 г. Пишу из госпиталя левой рукой. Правая ранена. Ранен я был 3 сентября, когда помогал связистам восстанавливать на передовой позиции телефонную связь под минометным огнем противника. С тех пор по вчерашний вечер совершал турне по Северо-Западу СССР на машине и поезде. В пути я убедился, насколько жизнерадостен русский народ. Раненые, многие очень тяжело, несмотря на утомительные условия многодневной поездки в тряском «телячьем» вагоне, пели песни, шутили с санитарками, рассказывали истории и анекдоты, подтрунивая друг над другом и собственными ранами. Особенно мне запомнился с многочисленными ранами лесоруб, работавший до войны на лесозаготовках как раз в тех местах, через которые мы проезжали. Он потчевал нас всю дорогу северными сказками и прибаутками…»

«19 января 1943 г. Здравствуй, дорогая Шура! Совинформбюро уже давно принесло тебе весть о прорыве блокады Ленинграда, но ты не знаешь того, что и я принимал в этом некоторое участие. Наше подразделение, наряду с другими, первым форсировало Неву, а я одним из первых вступил на другой берег. Я уже не новичок на фронте, однако боев такого упорства и интенсивности мне видеть не приходилось. Какие замечательные подвиги совершали люди!»

Из письма Т. Н. Вербицкой

«15 марта 1942 г. Лежу в госпитале больная. Сильная степень истощения. Сообщу тебе правду — вряд ли встану. Голод меня сильно потрепал… Но, может быть, я поправлюсь. Испытания были непосильны, но дух не сломлен. Моя семья сильно пострадала. Мама и брат уже 4 месяца не встают с постели. Сейчас они настолько слабы, что глядеть страшно, к тому же я выбыла из строя и не могу им помочь. Будет чудо, если мы спасемся. Хочется верить в чудо. Шура! Наш город сильно пострадал. Его бомбили, жгли, морили голодом. И все это пришлось нам вынести.

…О, как много принесли эти месяцы испытаний. Многому научили. Научили ценить дружбу, друзей, радости. Выработали потребность четкой работы, предельной яснос­ти во всем. Правды. Хочется жить с пользой, быть с друзьями и немножечко спокойствия. Хочется утолить голод и видеть здоровой семью. Когда окончится война, победа окупит все наши страдания, оживет страна и город, и я надеюсь поправиться…»

ОТ РЕДАКЦИИ 

Дальнейшая жизнь друзей сложилась благополучно. Татьяна Николаевна Вербицкая мужественно перенесла все трудности блокады и в январе 1944 года ушла на фронт. После войны защитила кандидатскую диссертацию. Шура — Александра Васильевна Крутова-Рапопорт, сохранившая письма друзей, переехала жить во Владимир. Анатолий Иванович Уваров войну окончил старшим лейтенантом, награжден орденом Красной Звезды. Работал в одном из НИИ Ленинграда. Он и передал в редакционный архив копии писем. Случилось это еще в 1991 году.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Великая Отечественная война #воспоминания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (7218) от 26.07.2022 под заголовком «Как добровольцы становились бойцами».


Комментарии