Последний энциклопедист. В чем была главная заслуга просветителя Владимира Стасова

Завтра в Российской национальной библиотеке будут вспоминать Владимира Васильевича Стасова — ученого и просветителя, вклад которого в ее развитие переоценить действительно невозможно. А еще Стасова не без основания называют последним российским энциклопедистом. Это был ученый, который занимался решительно всем: музыкальной культурой, изобразительным искусством, художественной критикой, историческими исследованиями… На конференцию приедут исследователи со всей страны, а на выставке будут представлены подлинные рукописи Стасова.

Последний энциклопедист. В чем была главная заслуга просветителя Владимира Стасова | Прижизненный бюст Владимира Стасова, который ныне находится в отделе рукописей РНБ, был создан его близким другом скульптором Марком Антокольским и никогда не покидал стены библиотеки./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Прижизненный бюст Владимира Стасова, который ныне находится в отделе рукописей РНБ, был создан его близким другом скульптором Марком Антокольским и никогда не покидал стены библиотеки./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Семнадцать лет Владимир Стасов был добровольным помощником Публичной библиотеки, работая в ней безвозмездно, а затем, с 1872 года, в течение тридцати четырех лет — штатным сотрудником, занимая самые различные посты.

— Он пользовался огромным авторитетом. Как академику и лау­реату различных премий, ему не раз предлагали пост директора или вице-директора Императорской публичной библиотеки — он отказывался, — говорит заведующий отделом рукописей РНБ доктор исторических наук Алексей Алексеев. — Это была его принципиальная позиция: он всегда демонстрировал свою независимость от властей предержащих.

Не стоит забывать, что ученый происходил из весьма вольнолюбивой семьи. Его брат Дмитрий Стасов был известным адвокатом, выступавшим защитником на многих политических процессах, в том числе по делу Каракозова, совершившего покушение на Александра II.

— В советское время Владимира Стасова поднимали на щит как сочувствовавшего революционному движению, — продолжает Алексеев. — Особый упор делали на его вклад в музыкальную культуру — как идеолога «Могучей кучки». Стасов был антиклерикалом, и эта сторона его деятельности тоже весьма приветствовалась. И то, что его племянницей была Елена Дмитриевна Стасова, одна из старейших участников партии большевиков, секретарь Ленина, тоже, говоря современным языком, работало на имидж Владимира Васильевича…

Сегодня же в поле зрения исследователей  не общественно-политические пристрастия Стасова, а его научная работа. В первую очередь — как историка и этнографа. В отделе рукописей РНБ сохранились оригиналы его исторических трудов. Фактически — его творческая лаборатория.

Стасов3_Г.jpg
Так выглядела «творческая лаборатория» Владимира Стасова: основной текст он помещал на правой стороне листа, а слева оставлял место для правки и дополнений./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Какие‑то работы были опубликованы. Так, «История попыток по введению григорианского календаря в России и в некоторых других славянских землях» увидела свет в 1872 году, «Обзор деятельности цензуры при императоре Николае I» — в 1901 – 1903 годах, правда, не полностью.

Некоторые труды надолго остались в рукописях, как, например, «Брауншвейгское семейство» (так с подачи императрицы Елизаветы Петровны стали называть семейство Антона Ульриха Брауншвейгского и Анны Леопольдовны — после свержения их сына Ивана Антоновича с российского престола в ходе переворота 25 ноября 1741 года). Эту книгу впервые напечатали только в 1917 году, но совсем не в том виде, как задумывал Стасов, а в усеченной версии, подготовленной директором Императорской публичной библиотеки бароном Модестом Корфом.

— Она включала не всю рукопись Стасова, более того, на обложке значилась только фамилия Корфа, что совершенно некорректно. Он действительно внес большой вклад в этот труд, но все‑таки был не автором, а редактором, — говорит Алексей Алексеев.

Стасов2_Г.jpg

Заведующий отделом рукописей РНБ Алексей Алексеев не устает восхищаться многогранностью Владимира Стасова./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


В отделе рукописей хранятся также предварительные материалы для альбома Владимира Стасова «Славянский и восточный орнамент». Ученый работал над ним почти тридцать лет, используя материалы отечественных и зарубежных библиотек и музеев. На издание альбома Государственное казначейство по личному указанию Александра II выделило 12 тысяч рублей.

Будучи идеологом русского стиля в архитектуре и в искусстве в целом, Стасов искал корни национального своеобразия на Востоке. В своей работе «Происхождение русских былин» он выступил с сенсационной для того времени версией, утверждая, что их прообразом послужили восточные сказания. Кроме того, ученый пытался доказать, что русский орнамент, та же вязь, происходит из Индии и Центральной Азии. Более того, он был уверен, что даже православные церковные песнопения не имеют отношения к Греции, а связаны с восточными мотивами. И полагал, что многие слова в русском языке заимствованы из так называемых туранских языков — группы тюркских языков, входящих в алтайскую языковую семью.

— Что сегодня ученые думают по этому поводу? Честно говоря, со Стасовым и тогда большинство ученых не были согласны, — говорит Алексеев. — Его версия о происхождении русских былин приобрела даже больше противников, нежели сторонников. Но победить Стасова в публичной дискуссии было практически невозможно… Его заслуга состояла в том, что он будил мысль, пробуждал полемику, но это вовсе не значит, что он был прав во всем.

И, наконец, особый разговор — о том вкладе, который Стасов внес в наполнение фондов Императорской публичной библиотеки. Благодаря ему в ней появились архивы композиторов Чайковского, Кюи, Лядова, Глазунова, Мусоргского. Он также поддерживал дружеские связи со скульпторами — Антокольским, Микешиным, с художниками — Репиным и многими другими. Их материалы оказались в библиотеке также исключительно благодаря Стасову.

В отделе эстампов по сей день хранится огромная коллекция собранных им гравюр и рисунков. Фонд вольной русской печати — тоже его детище. Он собирал и хранил эти издания в библиотеке, причем даже вопреки действовавшему в ту пору законодательству.

— Вообще Стасов сделал для библиотеки столько, сколько не сделал практически никто, — считает Алексеев. — И, кстати, именно он не дал переместить книжное собрание в здание Михайловского замка. С такой инициативой выступил в начале ХХ века министр финансов Сергей Витте: он задумал разместить в здании Публички государственный банк…

А еще Стасов был инициатором того, чтобы украсить читальный зал в новом корпусе со стороны нынешней площади Островского скульптурными бюстами выдающихся деятелей науки и культуры. В его списке значилось более шестидесяти имен. Этот мемориальный «проект» существует по сей день, правда, не в полном объеме. Сегодня в универсальном читальном зале воротиловского корпуса — восемнадцать бюстов.

Заведующий фондом эстампов и фотографий Борис Мегорский напоминает еще об одном факте, связанном со Стасовым: в последние годы своей жизни тот работал над путеводителем по Императорской публичной библиотеке. Он не был издан, но рукопись сохранилась в архиве РНБ. В минувшем году ее подготовили к публикации, в нынешнем она увидит свет.


#наука #деятель #РНБ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (7578) от 10.01.2024 под заголовком «Последний энциклопедист».


Комментарии