Портрет петровского парадиза

На художественной реконструкции Андрея Троня - вид на Меншиковский дворец на Васильевском острове. Справа от него - деревянная церковь Воскресения Христова, построенная заботами Александра Меншикова и освященная в 1713 году в присутствии Петра I. В 1729 году она была закрыта, а в 1730-м разобрана за ветхостью. Позже на месте храма построили манеж Кадетского корпуса.

Портрет петровского парадиза | Худ. реконструкция Андрея Троня

Худ. реконструкция Андрея Троня

Существует не так много исторических изображений, запечатлевших Петербург в первые годы и даже десятилетия его существования. Художник-маринист Центрального военно-морского музея Андрей ТРОНЬ сегодня по крупицам воссоздает образ «петровского парадиза», создавая цельную картину зарождающейся столицы. Он буквально живет этим временем. Недаром его картина «Первые годы Петербурга», представленная в военно-морском музее, считается едва ли не классикой. По словам художника, это был один из его первых серьезных опытов по реконструкции петровского Петербурга.

- Андрей Анатольевич, с чего началось ваше погружение в петровское время?

- Мимо него в нашем городе вообще пройти трудно: у нас сохранились видимые и вполне осязаемые следы той эпохи. Домик Петра, дворец Меншикова, очертания Петропавловской крепости...

Что касается меня, то все идет с детства: мой отец, морской офицер, увлекался историей и, конечно, с малолетства водил меня по музеям нашего города, в первую очередь - в Центральный военно-морской. Все эти яркие впечатления остались у меня в душе, и жизнь распорядилась так, что тридцать три года назад я пришел сюда работать.

- На что вы опираетесь, воссоздавая образ Петербурга? Ведь нет ни одной иллюстрации, которая запечатлела бы процесс строительства бастионов Петропавловской крепости. Мы можем себе это только представить...

- Фактор объективный: город создавался очень трудно, его начали строить, по сути, в прифронтовой полосе. А светское искусство делало тогда в России еще самые первые робкие шаги, и не было художников-пейзажистов, которые бы ходили по берегам Невы и зарисовывали то, что они видят перед собой. Пленэр и путевые заметки - это уже из XIX века... Потому никто и не запечатлел палаточные городки, землянки, в которых жили первостроители. Все это мы сегодня можем лишь представлять на основе косвенных источников.

Тем не менее художники, которые запечатлели Петербург в начале XVIII века, были, пусть их и можно пересчитать по пальцам. Безусловно, это наши знаменитые граверы. В первую очередь - Федор Васильев, которому принадлежат единственные дошедшие до наших дней художественно-реалистические наброски Петербурга, сделанные в петровское время. Мы имеем крупицы - десяток рисунков, которые, конечно же, не дают полного представления...

Вообще гравюры XVIII века - это один из важнейших источников для современной художественной реконструкции. Для того времени они являлись вполне реалистическим искусством. Гравюра тогда была телевидением, радио и прессой вместе взятыми. Изображения важнейших событий гравировали и тиражировали, развешивали в публичных местах, рассылали в другие страны. Это был документ мощной силы, пропаганда успехов и достижений, заявление о своих правах. Кто при таком подходе будет изображать на гравюрах неприглядные мелочи жизни?

Пожалуй, единственный художник, который сумел воспроизвести целостный облик города, - Алексей Зубов, выполнивший эту задачу в 1716 году. Конечно, это еще не точная панорама, пространство города несколько искажено: художник попытался развернуть невские берега так, чтобы в своей огромной гравюре передать как можно больше информации о Петербурге 1710-х годов.

Мне посчастливилось участвовать в создании экспозиции по истории Петербурга в одном из новых музеев. Там есть зал, где посетитель как будто бы встает на корабль и может воочию увидеть, как было сотворено петровское чудо. Первый вид - 1705 - 1706 годов, когда берега Невы еще практически пусты за исключением нескольких точек - крепости, Адмиралтейства и отдельных зданий. И с этой же точки - взгляд спустя двадцать лет. Уже построен полноценный город.

Если для первой панорамы пришлось очень много работать, чтобы сопоставить редкие источники, то Петербург середины 1720-х годов зафиксирован достаточно четко: существуют точные карты города, да и художник Христофор Марселиус, поляк по происхождению, учившийся в Голландии, работавший архитектором в Италии и Дании, запечатлел невские берега в конце 1720-х годов, рисуя с помощью специального предмета - камер-обскуры...

- Что еще помогает воссоздать образ города?

- Безусловно, карты и схемы. Они оказываются очень важным и точным материалом, особенно по первым годам Петербурга. Многие из них шведского происхождения - что-то принадлежало пленным, обладавшим определенными навыками рисования карт, парламентерам, разведчикам. Ныне эти документы находятся в Национальном архиве Швеции.

В последние десятилетия появилось огромное количество новых источников по петровскому Петербургу, в том числе и зарубежных. Не секрет, что Петр I нанял большое число иностранных инженеров и архитекторов. Они вели переписки с родиной, кто-то уезжал и увозил с собой документы. Были люди, которые временно находились в Петербурге, - дипломаты, посланники, инженеры. Поэтому в архивах Швеции, Дании, Голландии, Германии, Италии отложились сведения о петровском Петербурге.

Сам Петр постоянно пытался рекламировать свой «парадиз». Он велел отправлять в Европу гравированные планы и изображения города, чтобы показать: мы не просто потеснили шведского короля Карла XII, но и прочно обосновались на невских берегах. И построили город, вот он - на планах и гравюрах. Хотя большинство этих планов содержало не только реальную, но и планирующуюся застройку.

- Петровский Петербург в вашем изображении - достаточно идиллический. А ведь время было очень жестокое...

- Действительно, мы зачастую воспринимаем основание города и стремительное его строительство в радужных тонах. Корабли приходят в Неву, пушки салютуют...

Историк Екатерина Андреева проводила исследования по документам начала XVIII века, связанными с продовольственными и врачебными делами, денежными отчетами, чтобы понять масштаб смертности первостроителей в первые годы сооружения Петербурга. Удивительно, что, несмотря на тяжелое время, в документах все фиксировалось до мелочей.

И вот, по расчетам Андреевой, смертность жителей города того времени составляла примерно 13,5%. Да, в самые первые годы - наверное, больше, поскольку это был мобилизационный период. Читаешь письма Крюйса Апраксину: матросы раздетые, ходят в одних рубахах, ничего нет, два года им не поставляли одежду. Начинаешь сопоставлять: да, первая зимовка флота на невских берегах в 1703 - 1704 годах - жить негде. На кораблях нельзя разводить огонь, еду готовили и отогревались на берегу...

Я вовсе не делаю приукрашенный портрет петровского Петербурга, просто не все сюжеты требуют изображения ужасов и тягот.

- Вы себя с кем-нибудь ассоциируете, когда погружаетесь в ту эпоху?

- Чем сильнее окунаешься в то время, тем больше понимаешь, что внешний лоск - барабаны, флейты, пороховой дым - все это хорошо на экране или на полотне. Когда условно помещаешь в эту среду себя, начинаешь думать: а сколько дней ты, человек сегодняшнего времени, там бы реально протянул? При том уровне медицины и при чрезвычайно суровых бытовых условиях жизни...

Хотя опять-таки не надо преувеличивать ужасы. Труд был хоть и ручным, но использовали и немало приспособлений. Сваи все-таки не вручную вбивали. Существовали инженерные механизмы, позволяющие вести масштабные строительные работы, например, специальные деревянные подъемные краны... Впрочем, человек так устроен, что может решать глобальные задачи, даже не обладая большим запасом средств. Что и доказали первостроители нашего города.

#интервью #художник #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6211) от 08.06.2018.


Комментарии