Переправа у морских ворот. Чем интересна история Екатерингофского моста?
При въезде на Гутуевский остров на берегу реки Екатерингофки высится необычное здание из камня, стекла и металла. Горожане нередко принимают его за оранжерею и удивляются, видя столь нарядное сооружение на промышленной окраине. На самом деле перед нами павильон, из которого когда‑то велось наблюдение за разводкой расположенного рядом первого и единственного в Петербурге однопролетного разводного моста — Екатерингофского — через одноименную речку.
Ровно сто лет назад, в 1923 году, по Екатерингофскому мосту пошел трамвай. Он ходил до 2001 года, когда были сняты пути с Рижского проспекта./ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Строительство моста, соединяющего Рижский проспект и Гапсальскую улицу, в начале XX столетия было частью амбициозного проекта городских властей: взяв за образец Рижский и Виндавский порты, они взялись обустроить здесь главные «морские ворота» столицы. Для этого Гутуевский остров предполагалось поднять на два с лишним метра над уровнем моря, проложить улицы, углубить каналы, устроить освещение, укрепить набережные, построить торговые кварталы…
Заказчиком нового моста выступило общество Путиловских заводов. Как писал журнал «Зодчий» в 1907 году, «в виду ожидаемого большого движения» российские инженеры решили строить переправу по передовым на тот момент западным технологиям. И, например, разводку моста осуществлять с помощью электротяги, хотя был предусмотрен и ручной способ.
Чтобы не прерывать движение по фарватеру, все конструкции моста собирали не над водой, а на побережье. Возведение переправы начали в 1910 году под руководством Андрея (Анджея) Пшеницкого и его помощника Дмитрия Акимова-Перетца. Другое их знаменитое творение — Дворцовый мост через Неву — начнут строить годом позже. За разводную систему фирмы «Шерцер и Ко» отвечал инженер Николай Рудницкий.
В оформлении моста без труда угадывается стиль «северный модерн», господствовавший в то время в столичной архитектуре. Изящные перила оформлены изображениями цветов и растений, из‑за чего создается впечатление, что он словно парит в воздухе. Но главным украшением стал павильон, где находился пульт управления разводным механизмом. Отсюда механику был хорошо виден подходящий к мосту наземный и водный транспорт.
Павильон облицевали гранитом, над черепичной крышей высилась смотровая площадка, а сбоку к нему примыкал полукруглый эркер со сплошным остеклением. На каменных стенах павильона были установлены чугунные доски с именами создателей переправы.
Движение по мосту открыли накануне Первой мировой войны. А официальная «приемка» состоялась уже при новом правительстве — в марте 1917 года. Первое название моста — Рижский (по одноименному проспекту). В старину здесь начиналась дорога на Ригу, а весь район прозвали «Рижским предместьем».
После революции о прежних планах по «облагораживанию» порта по зарубежным образцам уже никто не вспоминал, и изящное сооружение оказалось посреди пролетарского района.
За долгие годы мост не раз становился свидетелем драматичных событий. Так, в сентябре 1924 года, во время наводнения, он оказался во власти разбушевавшейся стихии: вода покрыла все берега Екатерингофки более чем на метр в высоту. А во время блокады эти места относились к числу самых обстреливаемых в городе: они располагались в непосредственной близости от фронта.
Во время налета весной 1942 года снаряд разрушил один из устоев переправы. Взрыв перекосил крыло моста, обращенное в сторону порта. После этого разводить и сводить мост стало труднее: дорожное полотно плохо смыкалось, при проезде транспорта конструкции дребезжали. Чтобы облегчить разводку, строители установили в опоры моста шарниры. Теперь мост плотно смыкался, но стал более уязвимым для нагрузок, и уже в 1947 году Ленмосттрест признал его состояние аварийным. Несмотря на планы, полную реконструкцию тогда так и не провели, ограничились частыми ремонтами.
После войны облик моста изменился: вдоль перил вырос сплошной деревянный забор, спрятавший от пешеходов ажурные перила и стены павильона. Дело в том, что акватория Екатерингофки находилась в ведении Адмиралтейского завода и была закрыта для посторонних: здесь спускали на воду военные корабли и подлодки.
Кстати, дорожное полотно по‑прежнему оставалось деревянным. Горожане вспоминают, что в дождь и мороз на мосту было очень сколько.
Вновь его обновлением занялись только в 1987 – 1989 годах. Автором проекта стал инженер Борис Брудно. Как вспоминает Борис Наумович, Ленмосттрест решил сделать мост неразводным. К тому времени необходимость в разводной переправе отпала, к тому же поблизости находился автодорожный Гутуевский мост, построенный в конце 1970‑х годов. В итоге пролетное строение заварили «намертво», а в опоры моста залили бетон. Вместо деревянного настила положили сверхпрочную металлическую плиту.
Павильону повезло меньше: в 1990‑е он был фактически заброшен, полукруглый эркер закрасили зеленой краской, некоторые детали бесследно исчезли… Прежний облик строению вернули только в ходе реставрации в 2020 году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7492) от 01.09.2023 под заголовком «Переправа у морских ворот».
Комментарии