Обернуться старушкой. В XVIII – XIX веках были популярны картины «перевертыши»

Надпись на портрете сообщает, что изображенный — Наполеон Бонапарт. Если же повернуть гравюру на 180 градусов, то французский император превратится в старушку в капоре по имени Раниоли. Странное двойное изображение — не что иное, как весьма модный в XVIII – XIX веках «перевертыш».

Обернуться старушкой. В XVIII – XIX веках были популярны картины «перевертыши» | Бонапарт здесь не очень похож на себя. Что же касается мадам Раниоли, то историки нынче гадают, чем она была знаменита…/Из коллекции Государственного исторического музея, Москва

Бонапарт здесь не очень похож на себя. Что же касается мадам Раниоли, то историки нынче гадают, чем она была знаменита…/Из коллекции Государственного исторического музея, Москва

Автор этого произведения — известный художник и скульптор Иван Теребенев. Гравюра была создана в 1813 году, тема вполне понятна для того времени, а слово «Зажигатель» над портретом, как отмечают исследователи, отражает господствовавшее в то время мнение, что Москву сож­гли по приказу Наполеона.

Действительно, по официальной версии, пожар был вызван действиями завоевателей. В то же время известно, что приказ о поджоге казенных складов и судов отдал московский градоначальник Федор Ростопчин. Историк Владимир Земцов, крупнейший исследователь войны 1812 года, отмечает, что Ростопчин, видя неминуемую сдачу Первопрестольной, вынашивал замысел ее поджога, чтобы оставить врагу пепелище и тем самым еще больше поднять патриотический дух русского общества…

Что же касается рисунков-перевертышей, или «оборотней», как их еще иногда называли, то они известны со Средних веков. Речь о «спрятанных» изображениях, которые становятся видны только тогда, когда их переворачивают или располагают под определенным углом. Такие рисунки — своего рода интеллектуальная игра художника со зрителем.

Поскольку большинство подобных картин высмеивали или обличали изображенных на них персонажей, нет ничего удивительного в том, что те старались уничтожить изображения, а потому до нас дошли лишь считанные единицы.

Темой одного из первых русских перевертышей стали события петровского времени. Весьма редкий пример — икона святителя Митрофана Воронежского, хранящаяся ныне в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Если повернуть ее на 180 градусов, то в изображении проступают черты Петра I. Причем этот секрет разгадали только в конце ХХ века: прежде ни у кого и мысли не возникало рассматривать икону в перевернутом виде.

Со святителем Митрофаном царя-реформатора связывали непростые отношения. Он был духовником Петра, пока тот жил в Воронеже и строил флот для войны с турками за крепость Азов. Епископ прославился тем, что дважды посмел не явиться к царю, мотивируя свой отказ тем, что дворец Петра, где он поселился на время, украшали фигуры обнаженных античных богов. Мол, не приду до тех пор, пока «богомерзкие» статуи не уберут. Петру пришлось выполнить это требование.

Спустя несколько лет, узнав о смерти святителя Митрофана, Петр сказал: «Не осталось у меня теперь подобного святого старца!»

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #картины #Наполеон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (7361) от 21.02.2023 под заголовком «Обернуться старушкой».


Комментарии