Непостоянство Невы: его не представлял себе Пётр I, задумывая блистательную столицу
Строительство нового города на берегах Невы, за которое взялся Петр I, осложнялось отсутствием надежных сведений о природных условиях и ландшафте Приневья. Такими данными располагали шведы, владевшие этими землями почти столетие, но по понятным причинам делиться ими они отнюдь не собирались.

ФОТО Полины АКИМОВОЙ
Шведы изучали особенности местных природных условий и принимали их в расчет при прокладке дорог и строительстве поселений. В частности, при возведении крепости Ниеншанц и города Ниен они учитывали то обстоятельство, что вода при наводнениях не доходила до устья Охты.
По приказу шведского правительства происходило измерение глубин Невы, Финского залива и Ладожского озера. Последняя гидрографическая съемка, которой руководил старший штурман Адмиралтейства Карл Эльдберг, продолжалась вплоть до прихода в Приневье русских полков. До нашего времени в многочисленных копиях сохранилась подготовленная им «Гидрографическая карта верхнего течения Невы…» 1701 года, где указаны глубины фарватеров и отмечены мели.
Увы, Петру I и его сподвижникам, начавшим грандиозное строительство в Невской дельте и освоение прилегающих территорий, не были известны ни фарватеры, ни режимы рек. Первые строители Петербурга не знали о значительных подъемах воды в Неве, которые происходили преимущественно осенью или в начале зимы.
Не представлял Петр и то, что Нева в непогоду превращалась в труднопреодолимую преграду. Прибывший в Петербург в 1714 году ганноверский резидент Ф. Х. Вебер отмечал, что водное сообщение «не обходится без несчастий, и почти ежедневно тонут люди».
Первые жители города, чтобы добраться из одной его части в другую, использовали небольшие парусные и гребные суда — лодки, шлюпки, яхты, верейки, буера. Историки Петербурга, как правило, связывают отсутствие мостов через Неву с тем, что их запретил сооружать сам царь — под предлогом того, что мосты создадут помеху судоходству. Кроме того, отсутствие мостов, по мысли Петра, должно было стимулировать развитие водного транспорта. Однако царский указ, если таковой и был, до наших дней не сохранился.
В научной и научно-популярной литературе нередко цитируют указ Петра I, чтобы «не только хозяева домов, но и каждый не совсем бедный постоялец имел у берега во всякое время перевозное судно, которое бы употреблялось точно же, как на сухом пути кареты и коляски».
Вот почему даже простая лодка в петровском Петербурге считалась ценным имуществом. Причалившая в тихом месте и оставленная без охраны, она могла привлечь внимание нечестных людей. Так, в ноябре 1711 года, как сообщается в документах Российского государственного архива ВМФ, стрельцы Герасим Васильев и Никита Павлов с двумя плотниками-переведенцами, переехав от Кронверка «на Адмиралтейскую сторону в домы свои начевать», вытащили лодку на берег возле пивоварни, «и той ночи тое лотку з берегу украли».
Не имевшие в личном владении лодок жители пользовались перевозами, которые соединяли различные части города. Самое раннее упоминание о них встречается в записках датчанина Ю. Юля в 1710 году («перевозы между островами, из посада в посад царь сдал одному проживающему здесь князю, платящему с них пошлины по 400 рублей в год»). Откупщики перевозили не только людей, но и различные грузы. Перевоз через Неву поначалу стоил 1 деньгу, а в 1715 году за него уже брали по копейке с человека (то есть в два раза дороже).
Солдаты и работные люди, следовавшие по казенной надобности и имевшие подтверждавшие это документы, переезжали через реку бесплатно.
Первый историк Петербурга А. И. Богданов упоминал более двух десятков пристаней и перевозов, в том числе от Троицкой пристани к пристани у старого Почтового двора, от пристани у Мытного двора к пристани на Стрелке, от Синявиной пристани к пристани у «гофшпиталей».
Петр I не просто поощрял, но и принуждал жителей Петербурга ходить под парусом по Неве. Первые указы на этот счет появились еще летом 1710 года. 18 июня государь приказал генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину объявить жителям Петербурга («всяких чинов людям»), чтобы «во время ветра ездить Невою рекою на судах парусами», а не на веслах. Ослушников ожидал штраф, размер которого зависел от чина и должности и увеличивался за второе и третье нарушение.
Ответственным за контроль назначался шкипер Иван Потемкин, получивший должность фискала. 4 июля был подготовлен именной указ государя Потемкину, текст которого почти дословно совпадал с предыдущим, но с дополнением: «…а кто по сему великого государя указу исправлять не будет, и на таких людей присылать тебе писма в Адмиралтейскую канцелярию за своею рукою».
Судя по списку должностей и чинов тех, на кого мог быть наложен штраф (министры, генералы, полковники, офицеры, ландрихтеры и пр.), и по его размеру (от 5 до 100 руб.), на простых обывателей указ не распространялся.
В 1718 году в развитие этой петровской идеи был создан Невский флот. Ближайшим сподвижникам государя раздали построенные за счет казны 141 судно (яхты, буеры, верейки) с обязательством содержать их в должном порядке и по сигналу участвовать в совместных еженедельных водных маневрах (и снова — под угрозой большого штрафа в случае отказа).
Читайте также:
«Работать на его величество за жалование»: как французские инженеры воплощали замыслы Петра I
Тот, кто построил заново. Павловский дворец восстанавливали по проекту Фёдора Олейника
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 91 (7913) от 23.05.2025 под заголовком «Непостоянство Невы».
Комментарии