Тот, кто построил заново. Павловский дворец восстанавливали по проекту Фёдора Олейника

Имя этого зодчего почти неизвестно широкой публике. Однако после Великой Отечественной войны именно он, Федор Федорович Олейник, стал главным архитектором восстановления Большого Павловского дворца, серьезно пострадавшего во время оккупации. Директор дворца-музея Анна Зеленова специально добилась его отзыва из армии еще в 1944 году…

Тот, кто построил заново. Павловский дворец восстанавливали по проекту Фёдора Олейника | На рисунке Федора Олейника — Павловский дворец после освобождения от фашистской оккупации. 1944 год./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

На рисунке Федора Олейника — Павловский дворец после освобождения от фашистской оккупации. 1944 год./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Федор Олейник родился в 1902 году в семье крестьянина Курской губернии. В 1927 году окончил Харьковский строительный институт, за последующие десять лет построил в Луганске дом общественных организаций, в Макеевке — фабрику-кухню, в Николаеве — хлебозавод. С 1937 года он повышал свои навыки в Ленинграде — в аспирантуре Академии архитектуры СССР.

В это время Олейник занимался изучением и графической фиксацией памятников архитектуры Петергофа, Пушкина и Павловска, в 1940 году он защитил диссертацию, посвященную конструкциям Павловского дворца. Вот почему, забегая вперед, Анна Зеленова была уверена, что только он как архитектор сможет воссоздать из небытия Павловский дворец…

Почти с самого начала войны Федор Олейник получил особый фронт работ: он занимался сооружением оборонительных рубежей на Карельском перешейке, руководил маскировочными работами на передовых позициях. В служебных блокнотах и записных книжках он указывал, как следует скрывать огневые точки под огромными валунами, между могучими корнями сосен, как с помощью маскировочных сетей прятать зенитные и противотанковые орудия.

В своих воспоминаниях архитектор Эсфирь Левина, которая в 1941 году тоже занималась мас­кировкой объектов, отмечала, что во фронтовых блокнотах Олейника были не просто рабочие схемы: «Наброски хранили отпечаток души автора»…

При этом у него были меткий глаз и точный прицел, поскольку он с юных лет пристрастился к охоте. Владимир Зотов, заместитель районного архитектора Пушкина и Павловска и районный архитектор Выборгского района, тоже воевавший в 1941 – 1942 годах, вспоминал, что после контрольных стрельб из винтовки Федор Олейник снискал особое уважение бойцов: все пять выпущенных им пуль кучно попали «в яблочко».

Все основное время он находился на передовой на Карельском перешейке, изредка бывал в блокадном Ленинграде. В условиях военного времени Олейник рисовал всегда и везде: на заваленных сугробами блокадных улицах, в промерзших нетопленных вагонах, под обстрелом и бомбежкой. Этюды 1941 года — «Ленинградское небо», «Окраина блокированного Ленинграда» — передают атмосферу сражающегося города, а акварели «У позиций», «Землянка», «Сектор обстрела» показывают походный быт.

Страдающий от цинги, с опухшими ногами, он выполнил срочное боевое задание командования по созданию многометровой панорамы переднего края противника на Карельском перешейке. Она геодезически точно воспроизводила всю систему вражеских укреплений и в дальнейшем способствовала прорыву долговременной обороны противника…

После освобождения Ленинграда от блокады в 1944 году Федор Олейник был откомандирован в Петергоф, Пушкин и Павловск, чтобы установить размеры ущерба, нанесенного фашистами. Как архитектор-художник, он запечатлел все увиденное в серии рисунков, гуашей и акварелей, которые сегодня являются полноценными фиксационными документами.

Показательно его выступление (о нем вспоминала Анна Зеленова) в начале 1944 года на совещании, посвященном оценке ущерба, нанесенного врагом пригородным дворцам. Общее настроение было горьким от ощущения утраты.

Олейник, вызванный с фронта, прямо в военной форме, взял слово: «В окопах, лежа между одним боем и другим, я по памяти рисовал то, о чем мы здесь толкуем. Разве нет у нас здесь, в Ленинграде, десятков отличных обмеров наших памятников? Только у меня одного есть все промеры сгоревшего купола Павловского дворца. Нет разве тысяч фотографий? Да и то, что уцелело, — это все живое! Раненое, но живое! Спасать, спасать сегодня, не дожидаясь конца войны! Засучив рукава работать, чтобы сохранить то, что уцелело, восстановить то, что пострадало — вернуть человечеству то, что заставит его чувствовать себя богаче!».

Зал встретил его речь рукоплес­каниями. В этот же день было подписано ходатайство об отзыве его с фронта. Вскоре Олейник был назначен руководителем архитектурно-реставрационной мастерской № 9 института «Ленпроект». Она на строго научной основе занималась восстановлением Павловского, Екатерининского, Петергофского и Стрельнинского дворцов. Очень пригодились обмерные чертежи, исполненные Олейником в 1940 году.

Работами по восстановлению Павловского дворца он руководил лично. С утра до вечера собирал вокруг него фрагменты убранства, все, что осталось от каминов, мебели, штукатурки, сортировал эти кусочки по несметному количеству коробок и коробочек.

Олейник2.jpg
Федору Олейнику помогли довоенные обмерные чертежи, а также вера в то, что не все погибло безвозвратно./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Федор Олейник руководил всеми этапами строительства — кладкой стен, сооружением колоннад, возведением большого купола и восстановлением внутренней отделки. Как вспоминала Анна Зеленова, Олейник мог по памяти нарисовать углем или мелом на стене или на лис­те фанеры любой узел конструкции. Кроме того, все этапы возрождения Павловского дворца были запечатлены им в сотнях чертежей, рисунков и акварелей…

Занимался Олейник и новыми архитектурными объектами. Так, в соавторстве с Михаилом Бенуа и Анатолием Кубасовым он спроектировал наземный и подземный вестибюли станции метро «Балтийская». В ее оформлении звучит тема Победы, подвига моряков города-героя.

Увы, увидеть открытие первых залов восстановленного Павловского дворца Федору Олейнику не удалось. Архитектор ушел из жизни 5 сентяб­ря 1954 года, многого не успев сделать. Но весь дворец, вплоть до завершения реставрации в 1977 году, восстанавливали по его проекту.

Читайте также:

Начало пути. «Аврору» спустили на воду без труб, надстройки и вооружения

Девчонка, которой не было страшно: трогательная встреча поколений в преддверии Дня Победы


#история #Павловский дворец #архитектор #Федор Олейник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (7908) от 16.05.2025 под заголовком «Тот, кто заново построил Павловский дворец».


Комментарии