Русская песня над Берлином. Одной из первых у стен Рейхстага выступила Лидия Русланова
Историки и журналисты долгое время пытались выяснить, концерт какого артиста или какой фронтовой бригады, вошедшей в Берлин с советскими войсками, оказался в столице поверженной Германии первым. Одни были уверены, что эта честь принадлежала артистам Большого театра, другие называли имя Лидии Руслановой. Как отмечает начальник отдела Российского государственного архива литературы и искусства Ксения Яковлева, точный ответ едва ли будет когда‑нибудь найден, поскольку первые концерты в Берлине были даны «не по расписанию» и носили спонтанный характер.

Лидия Русланова выступает у стена Рейхстага. Начало мая 1945 года./ФОТО Георгия Петрусова. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
…Вместе с участниками Донского казачьего ансамбля песни и пляски 2‑го гвардейского кавалерийского корпуса в Рейхстаг, главный символ разгромленного Третьего рейха, вошла и Лидия Русланова. В здании еще тлели обломки мебели, пахло гарью… Когда она с сопровождающими оказалась в центральном мраморном зале, в середине которого лежали остатки обвалившегося купола, один из офицеров обратился к певице: «Спойте нам что‑нибудь, мы так стосковались по русской песне».
Посоветовавшись с руководителем ансамбля Михаилом Тугановым, Русланова согласилась. По краям обгоревшего купола разместились артисты, а зал и балконы над ним моментально заполнили бойцы и офицеры. Сначала песню о Сталине грянул казачий хор, за ним запела Русланова: «Степь да степь широкая…». Когда был исполнен весь привычный репертуар, из зала посыпались заказы: просили спеть «Сибирскую песню», «Ай да Волга, матушка-река», «По диким степям Забайкалья»…
От висевшей в зале гари было трудно не только петь, но и дышать, поэтому вскоре концерт продолжился на свежем воздухе — на ступенях Рейхстага. Когда отзвучали последние громовые аплодисменты, на колонне Рейхстага рядом с фамилиями солдат Русланова поставила и свою подпись.

После концерта к ней и Михаилу Туганову обратилась группа офицеров-орденоносцев, которая попросила артистов об еще одном выступлении — в парке Тиргартен. Там уже собралось очень много людей, ждавших всенародную любимицу и казачий ансамбль. И те вновь исполнили весь свой репертуар…
Известно, что 5 мая у Рейхстага прошел концерт артистов фронтовой бригады Большого театра, организованный для бойцов и офицеров 150‑й стрелковой дивизии 3‑й Ударной армии 1‑го Белорусского фронта, водрузившей над Рейхстагом знамя Победы. А двумя днями позже в эфире берлинской радиостанции состоялся радиоконцерт, в котором приняли участие Константин Симонов, Евгений Долматовский, Тихон Хренников и Матвей Блантер.
Радиоконцерт не был запланированным: поначалу поездка в Дом радио рассматривалась как экскурсия в бывшее логово немецкой пропаганды. Но когда обнаружилось, что станция находится в рабочем состоянии, возникла идея устроить импровизированный концерт, записать его на пластинку и подарить ее командующему 8‑й гвардейской армией генерал-полковнику Василию Чуйкову.
Так появилась запись, на которой Долматовский читает свое стихотворение «60 километров до Берлина», Симонов — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» и «Жди меня», Хренников исполняет песни из фильма «В шесть часов вечера после войны», а Блантер — «Песню военного корреспондента»…
Среди артистов, выступавших в Берлине в майские дни 1945‑го, были и ленинградцы. Артистка Ленинградской государственной эстрады Маргарита Няго вспоминала о выступлении своей бригады 9 мая, уже после получения известия о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии: «Утром нам сказали, что концерт, посвященный Победе, назначен на 12 часов. Выступать будем на только что построенной переправе через Одер. День выдался солнечный, берега реки были заполнены воинами, и «зрительный зал» казался безграничным…».
Маргарита Няго рассказывала, что после концерта его участники пошли к Рейхстагу и она оставила на его гранитной стене надпись «Ленинградка!». «Мне вспомнились корабли, уходившие от кронштадтских пирсов на боевые задания, бомбежки, варварские артиллерийские обстрелы голодного Ленинграда — гибель людей, зловещие пожары, мороз, кровь не дошедших до дома, умерших от голода людей, — рассказывала актриса. — Но сегодня наша Победа! И мы ее неотъемлемая часть».
И, наконец, 14 мая в Рейхстаге при большом стечении слушателей, среди которых были, как сообщала на следующий день армейская газета «За Советскую Родину», «непосредственные герои последних боев и участники штурма рейхстага», состоялся концерт артистов Большого театра, Московской государственной филармонии и Театра сатиры.
В типографии газеты «Советский боец» были отпечатаны программки, а сам концерт имел два отделения. Когда отзвучали последние аккорды арии из «Евгения Онегина», комендант Рейхстага полковник Федор Зинченко вручил артистам именные часы с надписью «В память первого концерта советских артистов в рейхстаге». Как указывал в своем письме в Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР солист Государственного академического Большого театра Петр Селиванов, «знамя нашего родного искусства мы держим хорошо».
Читайте также:
Самый счастливый день: для Бориса Лермана он наступил, когда в Берлине смолкла канонада
Тяжелый труд в годы войны: как «торфяницы» добывали сырьё для городских электростанций
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (7903) от 07.05.2025 под заголовком «Русская песня над Берлином».
Комментарии