Начало пути. «Аврору» спустили на воду без труб, надстройки и вооружения
«По команде «задержанники рубить» освобожденное от подпорок судно, с командиром и командой на нем, сперва медленно, потом быстрее, стало спускаться кормой вперед, при звуках народного гимна, криках «ура» и пушечных салютах стоявших на дистанции военных судов». Так журнал «Нива» описывал состоявшийся 11 (24) мая 1900 года торжественный спуск на воду будущего легендарного крейсера «Аврора».

Члены императорской фамилии на паровом катере под управлением контр-адмирала Николая Ломена совершают обход вокруг нового судна./ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Новый морской гигант, как его прозвали в столичной прессе, был спроектирован специалистами Балтийского завода и построен на верфях Нового Адмиралтейства. Название крейсеру было дано в честь парусного фрегата XIX века, совершившего кругосветное плавание и отличившегося при отражении нападения англо-французской эскадры на Петропавловск-Камчатский в 1854 году.
«Все здания Нового Адмиралтейства, где должно было начаться морское торжество, были красиво убраны флагами. Нева была положительно неузнаваема, — рассказывала «Петербургская газета». — Все стоящие на Неве частные суда и пароходы были также красиво иллюминованы флагами. Теплый солнечный день много содействовал блеску торжества и собрал несметные толпы народа».

На воду, по сути, спускали только корпус корабля, без труб, надстройки и вооружения. Тем не менее решено было осуществить торжественный «выход» крейсера в свет, совместив его с одномоментной закладкой двух эскадренных броненосцев («Император Александр III» и «Бородино») и спуском на воду броненосца «Победа».
Личное участие в мероприятии принимали Николай II и обе императрицы — супруга государя Александра Федоровна и мать Мария Федоровна. Их приветствовали собравшиеся на верфях великие князья, генералы и адмиралы, чиновники высокого ранга, послы иностранных держав. На торжествах присутствовали бывший вахтенный начальник фрегата «Аврора» 75‑летний адмирал Константин Пилкин и тайский принц Чакрабон, обучавшийся в Пажеском корпусе.
Августейшие особы поднялись на борт крейсера и осмотрели его, после чего спустились в шатер, где были выставлены подробные чертежи и модель «Авроры». Затем была подана команда рубить подпоры, удерживающие судно в эллинге. Застучали молотки, заскрипели канаты…
«Вдруг раздается «ура» рабочих внизу. Им виднее, и они первые заметили движение колосса, — сообщал корреспондент «Петербургского листка». — Еще несколько секунд, и для всех стало ясно, что гигант тронулся. Это было в 11 часов 34 минуты утра».
Многотысячные толпы на набережных встретили спуск судна на воду радостными криками. С военных кораблей на Неве грянул приветственный салют.
На следующий день на «Авроре» начали устанавливать судовые машины, затем крейсер обзавелся тремя дымовыми трубами, скорострельными орудиями и торпедными аппаратами, постепенно превратившись в грозную боевую силу. Окончательно в состав флота корабль вошел летом 1903 года.
Впереди у него были Русско-японская и Первая мировая войны, Октябрьская революция, Великая Отечественная — и с 1948 года вечная стоянка у Нахимовского училища.
Читайте также:
Девчонка, которой не было страшно: трогательная встреча поколений в преддверии Дня Победы
Самый счастливый день: для Бориса Лермана он наступил, когда в Берлине смолкла канонада
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (7908) от 16.05.2025 под заголовком «Начало пути».
Комментарии