Нападение «Пантеры». Как субмарина Александра Бахтина потопила английский миноносец «Виттория»

Август 1919 года. Белая армия готовится ко второму походу на Петроград. В Финском заливе хозяйничает британская эскадра под командованием адмирала Уолтера Коуэна. Английские самолеты совершают бомбардировки Кронштадта, а корабли обстреливают побережье Копорского залива. Командование Красного Балтийского флота посылает туда подводные лодки.

Нападение «Пантеры». Как субмарина Александра Бахтина потопила английский миноносец «Виттория» | Александр Бахтин, выпускник офицерских курсов подводного плавания. Фото 1915 г. ФОТО из семейного архива автора

Александр Бахтин, выпускник офицерских курсов подводного плавания. Фото 1915 г. ФОТО из семейного архива автора

На одной из них, «Пантере», 31 августа в очередной боевой поход в район острова Сескар в Финском заливе вышел Александр Бахтин. Через перископ он увидел два неприятельских миноносца, стоящих на якоре, и решил атаковать врага с солнечной стороны, с норд-веста, чтобы потом иметь возможность уйти от преследования на большую глубину, не меняя курса.

Вот как об этом событии вспоминал сам Бахтин:

«...Резкий звонок - боевая тревога!

- Носовые минные аппараты, товсь!

- Носовые минные аппараты - на товсь! - отвечают оттуда.

- Правый аппарат, пли!

Полминуты еще не прошло после выхода торпеды, а уже для нас ясно, что мимо.

- Левый, пли!

Снова крепкий удар - и вся лодка подкинута кверху, даже рубку наружу, рев и вой где-то рядом. Вверху взрыв!

- В нос команда! - кричу я.

Теперь мы знаем: в этот раз угодили как следует. Под обстрелом принимаем 300 пудов балласта и как камень идем на дно. Слышен треск камней...».

«Пантера» не могла всплыть для вентиляции и подзарядки батарей, поскольку опасалась преследования. Ей пришлось лечь на грунт и «спать» всю ночь. Люди с трудом дышали. Из-за недостатка кислорода в лодке даже спичка не зажигалась, и нельзя было сразу запустить дизеля.

Трудная задача выпала на долю командира: чтобы вернуться домой, ему предстояло найти проход в наших минных полях.

Утром «Пантера» всплыла под перископ и легла курсом на Кронштадт.

Лодка прошла под водой 80 миль, пробыв в подводном положении без регенерации воздуха около 30 часов. При тогдашнем уровне техники это был выдающийся рекорд в истории подводного плавания. Позже «пантеровцам» стало известно, что их преследовали девять вражеских эсминцев и несколько гидросамолетов...

В результате атаки «Пантеры» был защищен Петроград, а британский флот покинул воды Финского залива. Причем потопленный английский эсминец «Виттория» был новейшим: его не так давно спустили на воду. Его водоизмещение составляло 1375 тонн, он мог развивать скорость 34 узла.

11 сентября 1919 года Реввоенсовет Балтфлота объявил всему экипажу субмарины благодарность, а Петросовет 15 октября 1919 года наградил именными часами 18 моряков экипажа, в том числе и 25-летнего командира лодки Александра Бахтина. В 1923 году он одним из первых на флоте был награжден орденом Красного Знамени.

«Пантера» прошла под водой 80 миль, пробыв в подводном положении без регенерации воздуха около 30 часов. При тогдашнем уровне техники это был выдающийся рекорд.

Потопив английский эскадренный миноносец, «Пантера» открыла боевой счет вражеских кораблей, уничтоженных советскими подводниками. Однако имя ее командира, столь известное в 20-е годы ХХ века, долгие годы оставалось в забвении...

Александр Бахтин был участником Первой мировой, отмеченным многими наградами. В декабре 1916 года он был назначен старшим офицером на подводную лодку «Волк», которая пустила на дно три германских транспорта - «Гера», «Бианки» и «Кольга». Уже будучи командиром «Волка», Бахтин задержал в Ботническом заливе германский пароход «Дорита» с грузом железной руды, расстрелял его, дав экипажу спастись на шлюпках... По количеству и тоннажу потопленных немецких и шведских транспортов в Первую мировую войну «Волк» не имел себе равных.

После Первой мировой Александр Бахтин оказался единственным представителем России, чье имя встало рядом с именами Федора Ушакова, Павла Нахимова и Степана Макарова в книге почетных моряков, хранящейся в Лондоне.

Будучи царским офицером, дав единожды присягу служить Отечеству, Александр Бахтин, оставаясь верным родине, стал защищать революционную Россию. В 1921 - 1925 годах он был командиром дивизиона подводных лодок на Балтике, с 1922 года - заведующим подводным классом Морской академии. В том же году за участие в создании Краснознаменного Балтийского флота первым на флоте А. Н. Бахтин получил звание Героя Труда. Он написал первый учебник «Управление подводными лодками», рассекреченный только в 1963 году.

В 1926 году Александра Бахтина перевели в Севастополь на должность командира дивизиона подлодок, и вскоре он был арестован по ложному доносу. Приговор - пять лет заключения в Соловецкий лагерь особого назначения с конфискацией имущества и лишение ордена Красного Знамени. На Соловках он провел семь месяцев. В декабре 1927 года дело было пересмотрено: заключение в лагере заменили ссылкой в село Березово Тобольского уезда. Там Бахтин провел почти три года. Тоскуя по малолетним детям, подводный ас выпиливал из дерева замысловатые игрушки, хранящиеся ныне в семье Бахтиных.

После второго пересмотра дела в мае 1929 года Бахтин был досрочно освобожден. Он вернулся домой больным, но продолжал бороться за реабилитацию, справедливость и возвращение ордена Красного Знамени. Ответа из вышестоящих органов он так и не получил. 15 июня 1931 года он скончался от общего туберкулеза в возрасте 37 лет...

Дети Александра Бахтина - 17-летний сын и 24-летняя дочь - умерли от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году. Вдова подводника, чудом оставшись в живых, всю жизнь пыталась восстановить честное имя мужа. В 1956 году он был посмертно реабилитирован, но орден Красного Знамени (№ 14533) так и не был возвращен.

Что же касается легендарной «Пантеры», которая была единственной из российских подлодок, участвовавших в трех войнах - Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной, то в 1950-х годах она была разрезана на металл. Сегодня на Северном флоте действует одноименная атомная субмарина, вступившая в строй в декабре 1990 года. Члены ее экипажа с гордостью носят знак «Память «Пантеры».

#гражданская война #антанта #история России #Балтийский флот

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (6514) от 30.08.2019 под заголовком «Советские подводники начали отсчет».


Комментарии