«Русская эскадра в Бизерте». В Петербурге открылась выставка о Гражданской войне

В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого открылась выставка «Русская эскадра в Бизерте», посвященная грядущему столетию яркой страницы Гражданской войны - уходу белой армии из Крыма. Как известно, спасаясь от вступившей туда Красной армии, на кораблях в Константинополь ушли около 150 тысяч человек - солдат и офицеров армии Врангеля, а также гражданских беженцев.

«Русская эскадра в Бизерте». В Петербурге открылась выставка о Гражданской войне | Дневник гардемарина дальневосточной роты Александра Тресвятского - неизвестный прежде артефакт, связанный с бизертинской эпопеей / ФОТО Марии ШЕРИХ

Дневник гардемарина дальневосточной роты Александра Тресвятского - неизвестный прежде артефакт, связанный с бизертинской эпопеей / ФОТО Марии ШЕРИХ

Первая мысль, которая сразу же приходит в голову: «Уж столько было сказано и написано при Бизерту в последние десятилетия... Неужели же сегодня можно еще чем-то удивить весьма информированную публику?».

- Нам тоже казалось: все знают, что такое Бизерта, а выяснилось, что вовсе нет, - призналась куратор выставки старший научный сотрудник музея Евгения Собакарь. - Когда я начинала готовить проект, коллега невзначай поинтересовалась: «Бизерта? Это фамилия такая?». Так что если для одних рассказ об исходе в Бизерту будет напоминанием о событиях конца 1920 года, то для других - просто ликбезом.

Напомним, придя в Турцию, корабли и суда получили официальное наименование «Русская эскадра». 1 декабря 1920 года совет министров Франции согласился принять ее в своей североафриканской колонии Тунисе, в порту Бизерта. Туда отправились 33 корабля, на которых было больше пяти тысяч человек. Они образовали русскую колонию.

Кстати, присутствует в экспозиции и портрет Михаила Фрунзе, командовавшего войсками Красной армии, штурмовавшими «белый» Крым.

- Мы хотели показать обе стороны, - поясняет куратор проекта. - Поэтому у нас соседствуют изображения Фрунзе и Врангеля, большевистский и белогвардейский плакаты. Мы не даем оценки, стараемся рассказать, как было.

Выставка построена исключительно на материалах Центрального военно-морского музея. Ее экспонаты попали в него, главным образом, в 1990-х годах от потомков русских эмигрантов. Нельзя не вспомнить и о хранительнице памяти о Бизерте - Анастасии Александровне Ширинской-Манштейн. Кстати, именно она через военного атташе передала в свое время в музей алтарную завесу с вышитым на ней Андреевским крестом, находившуюся в храме Святого благоверного великого князя Александра Невского в Бизерте.

Среди раритетов, представленных на выставке, - фотографии из альбома контр-адмирала Михаил Беренса, командовавшего Русской эскадрой до конца 1924 года, когда она была расформирована. Снимки рассказывают о жизни русских изгнанников, о Морском кадетском корпусе, который разместился в бывших французских казармах в пригороде Бизерты. Учебное заведение осуществило пять выпусков офицеров, они впоследствии служили во Франции и даже в Австралии.

Есть в экспозиции личные вещи русских моряков, эмигрировавших в Бизерту. Например, кортик капитана 2-го ранга Нестора Монастырева, издавшего там 26 выпусков «Морского сборника». А прежде в царской России он служил на минном заградителе «Краб». За первые постановки мин Николай II преподнес команде корабля хрустальную братину, а Монастырев был награжден золотым портсигаром и Георгиевским оружием - тем самым кортиком.

В соседней витрине - кортик Владимира Бологовского, последнего флагманского врача русской эскадры в Бизерте. Его называли «святым»: в трудных условиях он оказывал медицинскую помощь не только русским, но и тунисцам.

Возможны ли сегодня находки, связанные с теми событиями? Как выясняется, да. Гордость выставки - подлинный дневник, который вел во время Гражданской войны, а затем и в Бизерте гардемарин дальневосточной роты Александр Тресвятский.

После падения власти верховного правителя Колчака это подразделение проделало огромный и опасный путь на судне «Якут» из Владивостока в Севастополь. События развивались порой весьма драматически. Дневник раскрыт как раз на записях о тех днях: «Китицын (командир учебного отряда судов, выдающийся подводник. - Ред.) заявил англичанам, что если нам не дадут провизии, угля и воды, то он потопит корабли. Обещали дать. Сегодня же вечером к нам подошла баржа с углем и одна с водой...».

В Крым «Якут» успел прийти за пять дней до начала эвакуации армии Врангеля. Приняв на борт больше двухсот беженцев, он вместе с другими кораблями отправился сначала в Константинополь, а затем в Тунис.

Дневник передал в музей Владимир Шатров - председатель клуба «Бизерта», действующего в Петербурге. По его словам, ему этот исторический артефакт передал знакомый коллекционер, к которому он попал тоже случайно, и он не знал, как с ним поступить. Впереди у музея большая научно-исследовательская работа, связанная с этим раритетом.

#история #гражданская война #выставка

Комментарии