Вернисаж: выставки в Петербурге с 28 апреля

Вернисаж: выставки в Петербурге с  28 апреля   | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Музей истории религии

22 апреля исполнилось 300 лет со дня рождения выдающегося мыслителя и философа Иммануила Канта (1724 – 1804). Сделав предметом философии самого человека, его разум, его тревоги и стремления, Кант открыл новую страницу в истории философских поисков.

К этой дате во входной зоне музея открылась выставка «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (12+). Она знакомит с биографией и взглядами философа, раскрывает значение его идей для европейской мысли. Наследие знаменитого немца невероятно значимо. Он развенчал миф о всесилии человеческого рассудка, провозгласил идею следования веры за моралью, а его социально-политический проект оказал огромное влияние на политическую мысль Европы.

В состав выставки вошли картины, гравюры, литографии, скульптура, редкие издания. Такие экспонаты, как деревянная скульптура «Аллегория бедности» (Германия, XVIII в.) и гравюра «Милосердный самарянин» (Париж, XVII в.), иллюстрируют особое отношение Канта к этическим вопросам благотворительности и милосердия. Отдельное место занимают тексты русской «кантианы» — произведения, посвященные интерпретации кантовской философии в русской интеллектуальной традиции.

Музей-квартира А. А. Блока

3 мая здесь откроется выставка, посвященная публикации пьесы «Король на площади» (6+). Это продолжение выставочного проекта «История одной книги». Многолетний проект призван продемонстрировать уникальные издания из собрания Музея истории Санкт-Петербурга с автографами А. А. Блока, его современников и владельцев, корешки этих изданий посетители могут видеть в обычные дни. Книги и журналы будут оцифрованы, в результате чего постепенно сформируется электронная библиотека редких изданий.

Драму «Король на площади» А. А. Блок написал летом 1906 года. Впервые она была опубликована в апреле 1907 года в журнале «Золотое Руно». Через год издательством «Шиповник» был выпущен сборник произведений Александра Блока «Лирические драмы». В него вошли «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка».

Пьеса «Король на площади», обозначенная Александром Блоком как «петербургская мистика», тесно связана с событиями первой русской революции. Об этом говорил и сам автор в письме В. Я. Брюсову от 17 октября 1906 года: «…летом, когда я обдумывал план [драмы], я переживал сильное внутреннее «возмущение». Вероятно, революция дохнула в меня…». Не случайно и театральная цензура запретила пьесу, усмотрев в ней нежелательный политический смысл.

Центральный экспонат выставки, книга «Лирические драмы» с дарственной надписью Александра Блока В. Я. Брюсову от 29 февраля 1908 года, предстанет перед посетителями в окружении фотографий автора, владельца и коллекционера, а также иллюстраций Н. П. Дмитревского.

Русский музей

В Мраморном дворце открылась выставка «Спасенные шедевры. Русский музей — Таганрогу» (6+). На ней показаны восстановленные после повреждений, полученных во время взрыва в июле прошлого года, работы из Таганрогского художественного музея.

Тогда от ракетного удара пострадали 22 произведения выдающихся мастеров, представленные в экспозиции «Золотые имена Серебряного века» Таганрогского художественного музея. Некоторые из них являлись ключевыми работами не только выставки, но и музейного собрания в целом.

Опытные реставраторы менее чем за год не только полностью убрали следы повреждений, но и провели комплексное восстановление шедевров, раскрыв их первоначальный вид и авторский замысел.

На выставке представлена работа мастера русского импрессионизма Константина Коровина «Терраса», которая безоговорочно относится к жемчужинам таганрогской музейной коллекции. Над этой картиной реставраторы Русского музея трудились довольно долго и кропотливо — у нее провис и деформировался холст, осыпался красочный слой, а также появились царапины и прорывы.

Одна из самых пострадавших картин — работа французского исторического художника Анри Шопена «Благословение Ревекки», «оправившаяся» от большого прорыва холста, — принадлежит к старым поступлениям Таганрогского художественного музея. Она и еще одно произведение на библейский сюжет — «Проводы Ревекки» — посвящены персонажу Пятикнижия, одной из четырех библейских праматерей Ревекке.

Представлены в залах Мраморного дворца также театральные эскизы Валентина Серова, работы ярчайшего мастера русского символизма Виктора Борисова-Мусатова, картины талантливой таганрогской художницы Серафимы Блонской, а также единственная пострадавшая скульптура «Портрет мальчика» (1960) Христофора Геворкяна, получившая серьезнейший урон.

Музей истории города

В выставочных залах особняка Румянцева открылась выставка «Волшебное зеркало иллюстрации» (6+), посвященная Всемирному дню книги и дню рождения издательства «Вита Нова».

На выставке представлена книжная графика из коллекции издательства: оригиналы иллюстраций четырнадцати современных художников к книгам, вышедшим в свет в 2023 – 2024 годах.

Работы заслуженного художника Грузии Лоретты Абашидзе-Шенгелия — визуальные рассказы о крещении ее родной страны, поэтические картины культурной и религиозной жизни средневековой Грузии: художница создала графический цикл к сборнику «Жития грузинских святых». Никита Андреев, обладатель серебряной медали Российской академии художеств, со свойственным этому художнику соединением исторической точности и художественной выразительности проиллюстрировал сборник рассказов А. П. Чехова.

Юлия Богатова выполнила цикл иллюстраций к сборнику Вячеслава Иванова «Римские сонеты». Признанный мастер живописи и графики Михаил Гавричков представлен на выставке циклами иллюстраций к сборникам Э. Т. А. Гофмана «Фантазии в манере Калло» и А. Конан Дойла «Архив Шерлока Холмса».

Поэзия Константина Бальмонта отражается в солнечных иллюстрациях Ольги Гаспарян. Борис Забирохин, обладатель престижнейшей награды Международной биеннале иллюстрации в Братиславе «Золотое яблоко», проиллюстрировал сборник А. Н. Афанасьева «Русские заветные сказки» и эпос «Старшая Эдда».

Отдельный зал на выставке отведен полному циклу иллюстраций Олега Яхнина к изданию сборника Гая Валерия Катулла — родоначальника романтической любовной поэзии.

Музей истории денег

В текущем году Санкт-Петербургский монетный двор — старейшее предприятие АО «Гознак» — отмечает 300‑летие. У Монетного двора тот же основатель, что и у Петербурга, — Петр Великий.

В Доме фондовых капиталов Петропавловской крепости открылась выставка «Три стороны медали. К 300‑летию Санкт-Петербургского монетного двора» (6+).

Именно на Санкт-Петербургском монетном дворе были заложены традиции российской медальерной школы, а в начале XIX века главный медальер Монетного двора К. А. Леберехт основал Медальерный класс при Академии художеств. В советское время, в 1925 году, по инициативе другого знаменитого медальера А. Ф. Васютинского при Академии художеств открылось медальерное отделение.

Облик большинства памятных монет и медалей, которые сегодня чеканит Санкт-Петербургский монетный двор, определяют художники дизайнерского центра АО «Гознак». Центр был создан в 2007 году. С тех пор его бессменный художественный руководитель — Александр Бакланов, народный художник РФ, академик Российской академии художеств, профессор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

На выставке представлены российские современные памятные монеты, а также их эскизы и лепки. Кроме того, там можно видеть творческие работы художников, выполненные ими в свободное время, — это графика, живопись, скульптура, куклы, изделия декоративно-прикладного искусства. Именно этим объясняется необычное название выставки — «Три стороны медали»: третьей стороной стало личное творчество художников, не связанное с производственными заданиями.









#выставка #музей #культурные события

Комментарии