На стратегическом направлении. Как строили железнодорожный мост через Волхов
Железнодорожный мост через Волхов вступил в строй 120 лет назад, став одним из самых крупных инженерных сооружений того времени в масштабах всей Российской империи. Торжественное открытие проходило 7 мая 1905 года, еще через две недели мост был официально принят в эксплуатацию. Высокопоставленные чиновники Министерства путей сообщения, присутствовавшие на церемонии, отметили исключительное качество выполненных работ.
Пока на берегах Волхова не появились ГЭС и крупные предприятия, индустриальный вид моста выглядел очень необычно для патриархального облика волховских берегов. Фото начала ХХ века./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Мост был построен на стратегическом направлении — железной дороге между Петербургом и Вологдой, проект которой был утвержден императором Николаем II в мае 1901 года. Место для моста было выбрано чуть ниже знаменитых волховских порогов, между деревнями Званка и Дубовики, расположенными друг против друга на противоположных берегах.
Возведение моста началось в 1902 году — на железнодорожную станцию Званка стали прибывать тысячи рабочих. Здесь построили паровозное депо, вокзал, механические мастерские, другие объекты железнодорожной инфраструктуры. Строительство шло по проекту инженера-мостостроителя Лавра Проскурякова, автора знаменитого моста через Енисей, сооруженного в 1895 году, — на Всемирной выставке в Париже в 1900 году он получил золотую медаль как величайшее достижение технической мысли. Волховской мост Проскуряков спроектировал по тому же типу.
Руководили стройкой инженеры путей сообщения Валерьян Саханский и Владимир Фесенков — по окончании работ последний издал книгу «Постройка моста через реку Волхов» с полным отчетом о выполненных работах. Материалом для строительства моста служил колотый валунный камень, который доставляли на судах с острова Валаам. Песок привозили из расположенных неподалеку Сясьских Рядков. Металлические конструкции были изготовлены на заводе в Варшаве.
Летом 1903 года начался монтаж пролетов моста. Для обеспечения безопасности работ на это время судоходство по реке было прекращено. Во время установки первой фермы разразилась буря, из‑за которой опора затонула и конструкция сошла с быков. Тем не менее к концу 1904 года все работы были завершены. Регулярное железнодорожное сообщение между Петербургом и Вологдой (важнейшим звеном которого стал мост через Волхов) открылось в январе 1906 года.
Во время Первой мировой войны с постройкой в 1915 году на правом берегу Волхова ответвления на Свирь, Петрозаводск и Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск) Званка превратилась в важный железнодорожный узел. Спустя два года вдоль реки Волхов появилась ветка на Чудово, рядом с ней впоследствии стали возводить Волховскую ГЭС.
В 1934 году станция получила название «Волховстрой-I», она сыграла важнейшую роль в годы блокады Ленинграда. Через железнодорожный узел проходила знаменитая Дорога жизни и шло снабжение Ленинградского и Волховского фронтов. Противник постоянно подвергал станцию и мост бомбардировкам. Особенно серьезные последствия были после налета 1 июня 1943 года, когда в результате прямого попадания рухнул один из пролетов моста. «Всюду виднелись следы разрушений, — вспоминал железнодорожник Я. М. Майоров. — Зияла воронками земля, там и тут валялись искореженные взрывами, обгоревшие остовы вагонов, фермы мостов. Группы красноармейцев подбирали и грузили на ручные тележки обрубки рельсов, шпал, складывали в кучки поржавевшие накладки, костыли, болты, подкладки».
Восстановительные работы начались немедленно. Под постоянной угрозой новых налетов железнодорожные войска и гражданские специалисты разобрали завалы, изготовили новые металлоконструкции и установили временные опоры. И уже через девятнадцать дней движение поездов было восстановлено.
В 1980‑х годах взамен прежнего был построен новый мост. А в 2003 – 2004 годах рядом возвели еще один — третий по счету, что позволило значительно увеличить пропускную способность этого участка. Старый, первоначальный мост, прослуживший ровно столетие, разобрали в 2005 году. Дореволюционная памятная доска с его опоры на левом берегу Волхова, рассказывающая о сооружении моста, стала экспонатом Музея истории города Волхова.
Читайте также:
Миллиарды на кону: как в 1922 году лотереи спасали инвалидов от гиперинфляции
Генштаб начинался с кружка: Александр Щеглов оправдал данную ему блестящую аттестацию
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7943) от 08.07.2025 под заголовком «На стратегическом направлении».





Комментарии