На штыках. Судьба серовского портрета Николая II неизвестна до сих пор

Так называемый портрет в тужурке, изображающий последнего русского императора, известен достаточно хорошо. Однако мало кто знает, что полотно Валентина Серова, которое ныне находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве, – лишь авторское повторение подлинника, причем в быстрой эскизной манере. Оригинальный портрет, созданный по заказу Николая II, хранился в личных покоях императрицы и был недоступен широкой публике. О его трагической и почти детективной судьбе рассказала кандидат искусствоведения заведующая одним из отделов Русского музея Наталья МОЗОХИНА:

На штыках. Судьба серовского портрета Николая II неизвестна до сих пор | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

– Портрет из Третьяковской галереи заметно отличается от оригинала: выражение глаз императора совсем другое. Это известно потому, что хоть портрет и был недоступен для широкого зрителя, его несколько раз воспроизводили в печати, причем в цвете. В первый раз – в журнале «Мир искусства» в 1901 году. Выходил он и в виде художественной репродукции и открыток.

Интересно, что на открытках его напечатал парижский издатель русского происхождения Илья Лапин. И удалось это ему почти что хитростью. Ведь разрешения помещать на открытках портреты царской семьи давало Министерство императорского двора, причем очень неохотно. А тут – полотно из личных покоев императрицы!

24 июля 1912 года Лапин запросил у упомянутого выше министерства дозволить ему сделать с серовского портрета Николая II снимок для альбома «За веру, царя и Отечество», посвященного Отечественной войне 1812 года. На тот момент картина находилась в Александровском дворце Царского Села, поэтому запрос переслали в Царскосельское дворцовое управление. Оно дало добро. Негатив с портретом остался у Лапина, и в 1913 году он выпустил еще и открытку в двух вариантах: цветном и черно-белом. Поскольку она была напечатана за границей, издателю не требовалось получать особое разрешение в Министерстве двора.

В том же 1913 году художник Михаил Рундальцов исполнил с оригинала портрета Николая II в тужурке цветной офорт. С этой целью он посещал Зимний дворец, следовательно, во второй половине 1912-го или начале 1913 года портрет оказался там. Однако офорт отличается от оригинала, представляя собой авторскую трактовку.

Что же касается судьбы оригинального портрета... Свидетельства современников и воспоминания противоречат друг другу. Так, в журнале Художественно-исторической комиссии при Зимнем дворце от 26 октября 1917 года указано, что портрет «похищен и оказался впоследствии разорванным в клочья».

Эту версию подтверждала дочь художника Ольга Серова: «В 1917 году матросы с особенной ненавистью кинулись на этот портрет, кинулись, как на живого человека, и не только разрубили его на множество кусков, но проткнули на портрете оба глаза. Куски этого портрета хранятся в Русском музее в Ленинграде, но реставрировать его невозможно: если бы даже и удалось собрать и склеить все куски, то глаз не существует – написать их мог бы только Серов».

Хранитель художественного отдела Русского музея Петр Нерадовский вспоминал, как три ученика школы Общества поощрения художеств принесли ему этот портрет, отнятый ими у солдат. Холст был порван в нескольких местах (не разорван!), глаза проткнуты штыками насквозь, а рядом с проколами осыпалась краска. По словам Нерадовского, он «положил портрет между двумя стеклами и запер его в шкаф».

В ведомственном архиве музея мне удалось случайно найти крошечное свидетельство тех событий – записку от 26 октября 1917 года, написанную на небольшом клочке бумаги. В ней не указано, о какой работе Валентина Серова идет речь, но очевидно, что именно об этой: «Портрет работы Серова. Принесен Николаем Ивановичем 

Дормидонтовым, учеником Школы поощрения художеств, который уговорил лиц, рвавших этот портрет у Зимнего дворца, передать в музей остатки портрета, крупного художественного произведения». Ниже отметка карандашом, по-видимому, рукой Петра Нерадовского: «18.11 взял в Художественный отдел» (кстати, Дормидонтов стал впоследствии известным художником, автором графической серии «Ленинград в блокаде»).

Согласно воспоминаниям Нерадовского, он вернул картину в Зимний дворец по просьбе его комиссара в 1922 году, поскольку там открывали «Исторические комнаты Александра II и Николая II». Комиссар сообщил: «Мебель и все вещи в комнатах дворца расставлены по местам, до последней пепельницы, – ...по планам, сохранившимся во дворце. Теперь не хватает только серовского портрета». По словам Нерадовского, комиссар получил портрет и «довольный ушел, чтобы повесить его на прежнем месте во дворце в том виде, в каком он теперь находится, не реставрируя его».

«Исторические комнаты» просуществовали в Зимнем дворце до 1926 года, затем они были закрыты, а помещения передали Эрмитажу. Что произошло с портретом дальше, установить не удалось. Его местонахождение до сих пор неизвестно.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#искусство #портрет #художники #Николай II #загадки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (6895) от 02.04.2021 под заголовком «На штыках».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».