Незнакомый Чехов. Как художник Кравченко писал портрет русского классика

Прижизненных портретов Антона Павловича Чехова немного. Писатель не любил позировать и был крайне щепетилен в отношении своих живописных изображений. Тем более редким является его портрет из собрания Института русской литературы (Пушкинский Дом), созданный малоизвестным петербургским художником Николаем Ивановичем Кравченко. На нем перед нами предстает почти незнакомый Чехов.

Незнакомый Чехов. Как художник Кравченко писал портрет русского классика | Из фондов Института русской литературы

Из фондов Института русской литературы

История создания полотна весьма примечательна. Зимой 1895 года, дней за десять до поездки в столицу, писатель, отвечая на настойчивые просьбы медиамагната Алексея Суворина, хозяина газеты «Новое время», приехать в город на Неве, вопрошал: «Хорошо, я приеду в Петербург, но будет ли у меня комната, где я мог бы спрятаться? Это вопрос весьма важный, ибо весь февраль я должен буду писать, чтобы заработать на свое путешествие» (речь шла о предполагаемой поездке куда-нибудь «в Австралию или в устье Енисея». – Л. С.).

И такая комната нашлась. Гостю предоставили просторный кабинет самого Суворина в Эртелевом переулке (ныне ул. Чехова, 6). Казалось бы, там можно было уединиться и заниматься литературным творчеством, но не тут-то было! Чехов подоспел в столицу аккурат к Масленице (иными словами, к поре кутежей и гуляний), и все благие намерения писателя полетели в тартарары...

Первые дня два он еще пытался работать: редактировал новый рассказ, отправлял почту. Успел также навестить семейство давно обосновавшегося в столице брата Александра Чехова, совершил прогулку по Невскому. Но потом писателя закружила череда встреч с собратьями по перу, посиделки за пиршеским столом, новые знакомства...

Такими оказались обстоятельства, которые сыграли известную роль в том, что писатель поддался искушению увидеть себя изображенным на холсте.

Скорее всего, литератор пересекся с автором будущего портрета, молодым художником Николаем Ивановичем Кравченко, в кулуарах Мариинского театра во время благотворительного маскарада, организованного 8 февраля 1895 года Обществом для пособия нуждающимся сценическим деятелям.

Кравченко, уроженец Севастополя, после окончания Одесского художественного училища поступил сразу на второй курс петербургской Академии художеств в батальный класс, но, перессорившись с архаично настроенной профессурой, не окончив обучения, уехал стажироваться в Париж. Там в один из своих визитов во Францию его заприметил Суворин и «завербовал» в ряды сотрудников «Нового времени»...

Чехов позировал художнику все в той же квартире Сувориных в Эртелевом переулке. Через день педагог, создатель частного Литературного музея Фридрих Фридрихович (Федор Федорович) Фидлер, пришедший к Чехову, чтобы позвать его на посиделки столичных литераторов, записал: «Вчера (то есть 10 февраля. – Л. С.) в час дня... собрались мы у Чехова, он живет в кабинете Суворина... В тот момент, когда я пришел, его писал какой-то молодой художник. Отправились к Палкину и заняли отдельный кабинет».

Многие хотели повидать в те дни Чехова. Известный в столице доктор и гипнотизер Осип Фельдман не преминул обратиться к Антону Павловичу с просьбой оставить в его заветном альбоме знаменитостей свой автограф. Возвращая его с посыльным спустя два дня, Чехов в сопроводительной записке написал: «Хотел сам привезти альбом, но нельзя: меня пишет художник».

Судя по всему, на создание наброска портрета писателя у Кравченко ушло не больше трех-четырех дней. Больше времени уделить живописцу Чехов не мог, а 16 февраля уже покинул Петербург...

Какая между ними пробежала кошка – непонятно. Антон Павлович добросовестно высидел положенное время, необходимое художнику, но в следующие свои приезды в Петербург с Николаем Кравченко больше не встречался. Имя живописца не встречается ни в переписке Чехова, ни в мемуарах его современников.

Неизвестно и воспоминаний Кравченко, посвященных Чехову. Возможно, их просто не было, а может быть, они погибли в годы Великой Отечественной войны в результате попадания бомбы в дом в Пушкине, где жила дочь художника и где хранился его архив...

В начале ХХ века после поездок на Дальний Восток художник организовал выставку своих фронтовых картин и рисунков пером, созданных по следам командировок в Маньчжурию в 1902 году по местам сражений малоизвестной у нас победоносной Русско-китайской войны, а затем и на театр Русско-японской войны 1904 – 1905 годов. На выставке были представлены не только батальные полотна, но и портрет А. П. Чехова.

В изданном в 1906 году каталоге к вернисажу против графы «Портрет писателя Чехова» значилось, что он «неоконченный» и оценен в 300 рублей. В то время как масштабные батальные полотна художника можно было приобрести в четыре-пять раз дороже (часть этих работ ныне находится в коллекции Центрального военно-морского музея). Возможно, в дальнейшем автор доработал портрет, поскольку сегодня он выглядит вполне завершенным...

Творческая карьера Николая Кравченко сложилась очень удачно. До революции ему нередко поступали заказы от самого государя императора, а практически сразу после Октября он уже работал на советское правительство: в 1918 году создал плакат «Защита революции». Его кисти принадлежали полотна «Народный комиссар А. В. Луначарский» и «Ленин на балконе Кшесинской». Многие годы Николай Кравченко активно сотрудничал с газетой «Известия» – официальным органом Верховного Совета СССР. Художник умер в блокадном Ленинграде 22 ноября 1941 года.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#писатель #художники #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (6820) от 04.12.2020 под заголовком ««Меня пишет художник»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».