«Лафа, улан лихой...». Как акварели Николая Поливанова стали известны широкой публике

На акварели «Стрельна. Мост», датированной 1835 годом, - перспектива Портового канала. Через каменный мост по Верхней (Новой) Петергофской дороге неспешно и даже как будто бы торжественно движется улан-водовоз. Он доставляет питьевую воду из Заводского (Орловского) пруда в военный городок лейб-гвардии Уланского полка. Слева от Портового канала видны дома восточной околицы слободы Стрельна, справа - дома Нижней слободы Стрельна. Чуть дальше - деревянный мост через канал, построенный в петровское время по Приморской (Нижней) дороге. У самого взморья - избушка рыбаков...

«Лафа, улан лихой...». Как акварели Николая Поливанова стали известны широкой публике | Сегодня весьма любопытно сравнить нынешний вид Портового канала с тем, что изображено на акварели Николая Поливанова, датированной 1835 годом. Репродукция. ФОТО АВТОРА

Сегодня весьма любопытно сравнить нынешний вид Портового канала с тем, что изображено на акварели Николая Поливанова, датированной 1835 годом. Репродукция. ФОТО АВТОРА

Автор рисунка - Николай Иванович Поливанов, сослуживец и друг Михаила Лермонтова. Они были одногодками. Живя по соседству в Москве, были знакомы с шестнадцати лет, и эта юношеская дружба связала их на всю жизнь. В марте 1831 года Лермонтов написал в альбом Николая Поливанова дружеские стихи: «Послушай! Вспомни обо мне...».

В 1832 - 1834 годах они учились вместе в петербургской Школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, увлекались рисованием и стихосложением. У Лермонтова лучше получались стихи, а у Поливанова - рисунки... Соревнуясь в мастерстве, друзья иногда вместе рисовали в одном альбоме, угадывая и дополняя намерения друг друга. Известны даже рисунки, исполненные ими на одном листе, как говорится, в две руки.

Поливанов стал главным героем «юнкерских» поэм Лермонтова «Гошпиталь» и «Уланша». События, описанные в последней, происходили в деревне Ижорка, которая теперь входит в поселок Стрельна: это Львовская и Нагорная улицы. (Название деревни Ижорка было отменено решением Петродворцового исполкома от 11 августа 1955 года.) Были там и такие строки: «Но без вина что жизнь улана? // Его душа на дне стакана, // И кто два раза в день не пьян, // Тот, извините! - не улан. // Скажу вам имя квартирьера: // То был Лафа буян лихой...». Лафа - такое прозвище Поливанов получил еще в Школе гвардейских прапорщиков.

Поливанов не серчал на друга, а вот другие юнкера в отличие от него обижались на Лермонтова за меткое описание их характеров в весело-остроумных поэмах.

После окончания Школы гвардейских прапорщиков пути Лермонтова и Поливанова разошлись. Оба были произведены в корнеты, только Лермонтов - Гусарского полка, а Поливанов - Уланского, который квартировал в Стрельне. Он прослужил там с 22 ноября 1834 года по 7 декабря 1840 года и как раз в тот период запечатлел виды приморской Стрельны.

Впоследствии Поливанов служил в Лубенском гусарском полку, в 1852 году вышел в отставку. Во время Крымской войны был назначен заведующим всеми дружинами ополчения Симбирской губернии. Умер он 7 декабря 1874 года в Казани...

Долгое время красочные акварели Поливанова оставались неизвестны. История их «открытия» широкой публикой такова. В 1880 году начальство Николаевского кавалерийского училища загорелось «желанием осязательно увековечить память о Лермонтове в училище и таким образом повлиять на развитие в юношестве уважения к выдающимся деятелям прошлого, а также сознание нравственной обязанности помочь обществу полнее ознакомиться с поэтическою деятельностью Лермонтова...». Начальник училища генерал А. А. Бильдерлинг разослал по полкам обращение по сбору экспонатов. Спустя три года при училище был торжественно открыт Лермонтовский музей, но экспонаты продолжали пополнять его коллекцию.

В 1887 году родственники Н. И. Поливанова передали в музей тетрадь его рисунков с «домашними сценами сельской жизни», запечатлевшими лагерную жизнь гвардейских кавалерийских юнкеров. В 1903 году генерал П. О. Бобровский включил четыре акварели из альбома Поливанова с видами Стрельны в подготовленную им книгу «История Лейб-Гвардии Уланского полка...». Именно эта публикация открыла акварели для публики, только в маленьком размере и в черно-белом виде.

В 1918 году Николаевское кавалерийское училище было расформировано, а собрание его Лермонтовского музея распределено по другим. Часть попала в Пушкинский Дом, однако акварельных работ Поливанова там не оказалось.

Прошло еще почти сто лет. Когда отмечалось 200-летие со дня рождения Лермонтова, многие музеи обратились к хранящимся в их фондах материалам, имеющим отношение к поэту. Вот тогда-то в Ульяновском областном художественном музее, в «Симбирском альбоме Н. И. Поливанова», и были обнаружены рисунки Стрельны.

Музей «Морская Стрельна» обратился к ульяновским коллегам с просьбой изготовить копии с поливановских акварелей. И нынешней весной мы наконец-то их получили, за что очень благодарны.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#художники #искусство #рисунки #акварели

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6663) от 17.04.2020 под заголовком ««Лафа, улан лихой...»».


Комментарии