Пропавшая акварель. Тайна исчезновения рисунка Ильи Репина

Ведущие российские музеи откликнулись на 175-летие со дня рождения Ильи Репина обширными выставками работ мастера. Но практически нигде не упоминалось, что художник активно работал еще и в «малом жанре». Об этой не самой известной стороне его творчества мы говорим с кандидатом искусствоведения коллекционером Натальей МОЗОХИНОЙ.

Пропавшая акварель. Тайна исчезновения рисунка Ильи Репина | Рисунок Ильи Репина с изображением дуэли Онегина с Ленским, потерянный и неведомым образом опубликованный спустя десять лет (в 1909 г.) в собрании сочинений Пушкина. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Рисунок Ильи Репина с изображением дуэли Онегина с Ленским, потерянный и неведомым образом опубликованный спустя десять лет (в 1909 г.) в собрании сочинений Пушкина. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

- Наталья Александровна, сколько же всего открыток имеют авторство Репина?

- Боюсь, что их количество назвать сложно. Репродукционные открытки с его картин, акварелей и рисунков выпускали ежегодно. А вот количество работ художника, исполненных им по специальным заказам издательств для воспроизведения на открытках, можно посчитать. Их немного.

Создавая такие рисунки, художник должен был учитывать характер размещения изображения на небольшом бланке открытки, цветовое решение, поскольку оно воспроизводилось механическим способом в типографии. Редкое дореволюционное издательство было способно на такую тесную совместную работу с художником.

Община св. Евгении выпустила шесть оригинальных открыток Репина: это единственные оригинальные произведения художника, созданные изначально для подобной «малой формы». Кроме них община издала еще 39 репродукций с его картин и рисунков.

Почему Репин сотрудничал именно с этой организацией? Он был близким знакомым стоявшей во главе издательского комитета общины Веры Канкриной, жены бессарабского губернатора, шталмейстера двора его императорского величества.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих шести рисунках. Слышала, что там есть даже детективная история...

- Наверное, можно и так сказать. Но давайте по порядку... Первая оригинальная открытка художника, изданная Общиной св. Евгении в 1898 году, - «Запорожец» (другое название - «Атаман Серко»). Она представляла собой отпечаток акварели, изображавшей одного из героев картины «Запорожцы». Прототипом его послужил генерал, военный писатель и киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров.

Поза и одежда изображенного на открытом письме остались без изменений, но художник использовал нейтральный фон и «обыграл» место для послания в виде изображения чистых листов бумаги. Напомню, что до 1904 года текст послания писали на лицевой стороне открытого письма, а на обороте указывали лишь адрес.

К столетнему юбилею Александра Пушкина Община св. Евгении снова обратилась к Репину. Художник предоставил рисунок с изображением дуэли Онегина с Ленским - как он его сам назвал, этюд под «Евгения Онегина». Но мастер, исполнявший в типографии художественную печать, заявил, что потерял оригинал рисунка. Открытка не была издана. Однако спустя десять лет, в 1909 году, эта акварель Репина появилась в третьем томе собрания сочинений Пушкина. Оно вышло в издательстве «Брокгауз-Ефрон» под редакцией Семена Венгерова. Таинственная история о том, куда исчез рисунок, до сих пор не раскрыта...

Во второй половине 1901 года в издании Общины св. Евгении увидела свет открытка Репина, выдержавшая как минимум девять переизданий, - «Граф Л. Н. Толстой». Как и «Атаман Серко», этот рисунок был вариацией на тему одного из живописных полотен мастера.

- Получал ли Репин гонорар за свои работы?

- Община направляла вырученные средства на благотворительные цели, а художник не брал гонорар за предоставленные рисунки. Немногие художники так поступали. Некоторые жили на гонорары, получаемые от издания открыток. Так что деятельность Репина как художника-благотворителя является малоизвестным аспектом его творческой биографии.

К Пасхе 1902 года община выпустила новый рисунок Репина - «Поляница удалая». На открытке была изображена битва русского витязя с поляницей - славянской девой-воительницей, сражавшейся наравне с мужчинами. Этот рисунок открывал собой серию исполненных в такой же манере изображений. Первым стал «Босяк». Рисунок под таким названием Репин предоставил общине в ноябре 1902 года. Сюжет открытки в то время был очень современным в связи с недавно вышедшими рассказами молодого Максима Горького.

А в 1907 году в издании общины увидела свет очень необычная открытка работы Репина, на которой был изображен леший. Почему художник вдруг обратился к этому персонажу и решил предоставить этот рисунок для публикации на открытых письмах, до сих пор неизвестно. Распространители открыток сами были в недоумении: зачем на пасхальной открытке с Красным Крестом изображена нечистая сила?..

- Как долго Община св. Евгении сотрудничала с мастером?

- Сотрудничество Репина с общиной не прекращалось до 1917 года. Пожалуй, единственной неизданной ею акварелью художника стал рисунок, созданный им во время Первой мировой войны: «Ты скажи, мой конь, что женился я...». Он изображал «лежащего военного после сражения».

В отделе рукописей Русского музея, где хранятся послания Репина основателю издательства Степанову, сохранилось сопроводительное письмо, которым художник безвозмездно предоставлял рисунок издательству. К сожалению, ни сам рисунок, ни информации о том, почему он не был издан, найти не удалось - ни в отделе рукописей ГРМ, ни в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, где находится фонд Общины св. Евгении.

#художники #Репин #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (6568) от 15.11.2019 под заголовком «Пропавшая акварель».


Комментарии