Каток в Юсуповском саду. Его благосостояние обеспечивала артель крестьян-рыбаков
Электрические гирлянды, феерическая иллюминация, башни, гроты изо льда и снега, военный оркестр… Мы — в Юсуповском саду на Садовой улице. «Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках» встречает новый, 1894‑й, год.

Автором литографии, запечатлевшим встречу Нового года в Юсуповском саду, был известный ксилограф и художник-иллюстратор Карл Осипович Брож./Репродукция. Фото автора
Сад, названный по фамилии первого владельца, Григория Дмитриевича Юсупова, в 1810 году был продан казне и передан Главному управлению путей сообщения. В 1863 году Александр II распорядился открыть его для широкой публики. Сначала он был доступен только летом, там запускали воздушные шары, работал тир. Но особую популярность сад начал набирать после того, как в середине 1860‑х годов его стал брать в зимнюю аренду Петербургский речной яхт-клуб. Там начали заливать каток, строили ледяные горки, устраивали катание на финских санях.
В 1877 году каток перешел в ведение кружка любителей конькобежного спорта, который образовался из числа постоянных посетителей катка. Среди его учредителей были основатель известного в столице «Картографического заведения» Алексей Ильин, архитектор Александр Бруни, приват-доцент Петербургского императорского университета Вячеслав Срезневский. Последний стал бессменным председателем кружка, получившего затем название «С.‑Петербургское общество любителей бега на коньках», являлся большим энтузиастом конькобежного спорта и фигурного катания.
Каток в Юсуповском саду стал центром притяжения спортсменов, здесь проводились отечественные и международные соревнования конькобежцев, были установлены многие всероссийские и всемирные рекорды. Кроме того, он стал местом городских увеселений, праздников, собиравших столичную публику всех сословий.
Молодежь привлекало, что на катке можно было свободно знакомиться и флиртовать. Примечательно, что употребление алкоголя здесь было строго запрещено.
Владимир Набоков в стихотворении «Мне чудится в Рождественское утро» писал: «Катки, катки — на Мойке, на Фонтанке, // в юсуповском серебряном раю: // кто учится, смешно раскинув руки, // кто плавные описывает дуги, — // а бегуны в рейтузах шерстяных // гоняются по кругу, перегнувшись, // сжав за спиной футляр от этих длинных коньков своих, // сверкающих как бритвы, по звучному лоснящемуся льду».
В то же время этот лучший в Петербурге каток был сложнейшим хозяйством, которое все время поддерживалось в образцовом порядке. Каток был не заливным, а устроенным на естественном водоеме, и потому в большие морозы лед сильно трескался. Щели приходилось постоянно замазывать смоченным снегом.
«Поливка льда производилась ежедневно и притом так тщательно, что лед по сравнению с другими катками казался идеальным», — вспоминал первый русский олимпийский чемпион по фигурному катанию Николай Панин-Коломенкин, чье становление произошло именно на катке Юсуповского сада.
Безукоризненным льдом, чистотой, удобством и образцовым порядком на катке его посетители были обязаны артели рабочих во главе со старостой Григорием Архиповым. Ее составлял десяток крестьян-рыбаков из города Новая Ладога, которые из года в год приходили зимой на сезонные заработки в столицу и получали верную работу, потому что места сохранялись за ними даже в наследственном порядке.
Ежедневно, даже при самой плохой погоде, к восьми часам вечера артельщики готовили лед. Работали они, естественно, вручную — метлами и скребками, а поливали лед водой из цветочных леек. Если в часы общего катания шел сильный снег, артельщики непрерывно убирали его метлами и лопатами, благодаря чему каток действовал без перебоев.
«Все члены артели были патриотами своего катка, гордились им и украшали его декоративными постройками изо льда и снега, — вспоминал Панин-Коломенкин. — Дети, посещавшие каток в утренние и дневные часы, всегда пользовались вниманием и, в случае надобности, содействием любого из рабочих; это соответствовало семейному характеру общества».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (7329) от 29.12.2022 под заголовком ««В юсуповском серебряном раю…»».
Материалы рубрики
Без одного хода чемпион. Михаил Чигорин мог стать первым шахматистом из России с мировым рекордом
Бунт кормилиц. Им подали суп без мяса
Звезда Юга. Лев Миронов послужил прототипом для героя повести «Ранчо «Каменный столб»
В Севастополе работает исторический селфи-квест
Один из старейших. Как появился Бумажный канал
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии