Каменная баба в Коломягах. Как выглядела утраченная статуя?

О том, что коломяжскую усадьбу Орловых-Денисовых когда-то украшала каменная баба, краеведы упоминали не один раз, но вот как она выглядела, оставалось лишь догадываться. Теперь этот пробел восполнен – благодаря обнаруженной иллюстрации в «Известиях Санкт-Петербургского Археологического общества» за 1859 год (том 1, выпуск 6, с. 405).

Каменная баба в Коломягах. Как выглядела утраченная статуя? | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Каменными бабами называют изваяния высотой от 1 до 4 метров, изображающие мужчин-воинов и женщин. Специалисты считают, что слово «баба» происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». В свое время такие статуи в большом количестве встречались в степной полосе южной России, но попадались они и в Сибири, Азербайджане, Средней Азии, Монголии и даже на территории современных Германии и Австрии.

Самые древние каменные статуи оставили индоевропейцы, жившие в степях на территориях нынешней России и Украины в период раннего металла (IV – II тыс. до н. э.). Следующую по хронологии группу статуй составляют фигуры, оставленные скифами, господствовавшими в причерноморских степях в середине I тыс. до н. э. Последние по времени – половецкие каменные бабы, являющиеся памятниками сакрального искусства половцев (кипчаков) IX – XIII веков.

Что же касается коломяжского монумента, то первое упоминание о нем удалось найти в газете «Северная пчела» за 25 июля 1858 года. «На одном холме стоит грубое изваяние древних обитателей Новороссии, представляющее мужчину с чашкою в руках. Болваны эти носят общее название баб. Графу доставили двух истуканов: мужчину и женщину. Первого он поставил в своем саду, а вторая находится в саду Строганова. Иные проходят мимо истукана с вежливостью: «какая гадость!». Другие не обращают внимания на урода, между тем как памятник исторический важен в глазах ученого. Жаль, что не от кого узнать, из какой губернии привезена эта баба».

С некоторой долей вероятности можно ответить на этот вопрос. Штаб-квартира отца хозяйки коломяжской усадьбы Елизаветы Орловой-Денисовой, героя Отечественной войны 1812 года, инспектора резервной кавалерии графа Алексея Петровича Никитина была в городе Кременчуге Полтавской губернии. Именно в этих краях и находилось больше всего каменных статуй. В 1856 году прославленный генерал вышел в отставку и вернулся в Петербург. Можно предположить, что с собой он привез две каменные бабы.

Как сообщал в 1859 году член-сотрудник Русского географического общества С. И. Гуляев в «Известиях Санкт-Петербургского Археологического общества», мужская фигура в усадьбе графа Орлова-Денисова в Коломягах насчитывала в высоту около двух с половиною аршин (177,8 см), женская, в саду графа Строганова, – около сажени (213,36 см).

По свидетельству уполномоченного Комиссии по охране природы и памятников культуры П. Н. Лядова, выполнявшего в 1929 году обследование коломяжского дворца Орловых-Денисовых и прилегающего парка, «каменную бабу» убрали в первые годы после революции «с целью сохранения от разрушения» и передали в Музей города. В то же время краевед С. А. Красногородцев утверждал, что после революции скульптура попала в Эрмитаж.

Оба изваяния были высечены из крупнозернистого кварцеватого песчаника, который со временем частично выветрился и утратил первоначальные формы. Современный археолог А. В. Евглевский, составитель полного свода всех известных изваяний разного времени на территории России, сообщает: «В экспозиции Государственного Эрмитажа имеется шесть скульптур, еще больше десятка – в его хранилище в Старой Деревне. Есть изваяния в фондах Кунсткамеры и Российского этнографического музея». Однако о судьбе каменных баб из Строгановского сада и Коломяг ему ничего не известно.

По мнению заведующей сектором юга Евразии отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Е. Ф. Корольковой, указания на передачу в музей изваяний из коломяжского парка носят явно сомнительный характер. В хранилище есть две подобные женские статуи: одна поступила из краснодарского музея, другая была привезена в 1903 году археологом И. В. Аничковым из Туркестана. Есть несколько изваяний тюркского времени, в том числе с территории Сибири, но их происхождение известно, кроме того, они выглядят иначе, чем половецкие.

Сейчас идет подготовка к реставрации коломяжской усадьбы. Местные ревнители старины предлагают изготовить из пудостского известняка копию каменной бабы и поставить перед портиком особняка.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #статуя #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6825) от 11.12.2020 под заголовком «Каменная баба в Коломягах».


Комментарии