Как Аленушка стала Февронией. История создания оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» стало последней оперой Н. А. Римского-Корсакова, премьера которой состоялась при его жизни. Произошло это в феврале 1907 года в Мариинском театре. А замысел произведения появился в 1899 - 1900 годах одновременно у композитора и его либреттиста и друга знаменитого литератора Владимира Ивановича Бельского.

Как Аленушка стала Февронией. История создания оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» | Photo by John Royle on Unsplash

Photo by John Royle on Unsplash

Загоревшись сюжетом, Николай Андреевич начал в 1901 году писать оперу в тесном сотрудничестве с либреттистом. Иной раз, не получив вовремя продолжения либретто, он торопил Бельского, напоминая о себе посланием в духе Козьмы Пруткова: «Вянет лист, // Проходит лето, // Мокрый снег валится, // От неймения либретто // Можно застрелиться».

В царской России строго воспрещалось выводить на сцену святых, поэтому Римский-Корсаков сначала назвал героиню оперы Аленушкой, но позже получил от властей разрешение оставить подлинное имя героини - Феврония. Среди других нетипичных персонажей в опере показаны райские птицы Сирин и Алконост - возможно, под впечатлением от картины Виктора Васнецова «Сирин и Алконост» (1896).

Опера была принята к постановке в Мариинском театре. Но как ее создание, так и подготовка к премьере шли не очень гладко. Прежде всего изменения коснулись партии девы Февронии, созданной Римским-Корсаковым для его любимой певицы - Надежды Забелы-Врубель. Из-за тяжелых событий в семье оперной дивы (ее муж живописец М. А. Врубель страдал расстройством психики, а 3 мая 1903 года в возрасте полутора лет умер их единственный сын) Надежда Ивановна вынуждена была отказаться от роли и выступила на премьере в небольшой партии птицы Сирин.

Деву Февронию исполнила на премьере Мария Кузнецова-Бенуа - это был ее сценический дебют. Дирижировал Феликс Блуменфельд, пели лучшие солисты. Так, выдающийся тенор Иван Ершов создал непревзойденный образ Гришки Кутерьмы. Декорации были выполнены по эскизам Константина Коровина и Аполлинария Васнецова, костюмы - по рисункам Константина Коровина.

На генеральной репетиции «Китежа» случился казус с Отроком, исполнитель партии которого внезапно заболел, и тогда ее спел... дирижер Даниил Похитонов. Душа общества, на редкость обаятельный, отзывчивый человек, он обладал еще и красивым, хорошо поставленным голосом, что позволило ему буквально спасти репетицию.

Это был незначительный эпизод, и он бы забылся, если бы позже, во время гастролей Мариинского театра в Берлине, в опере «Пиковая дама» Чайковского не случилось другое происшествие, героем которого тоже стал Даниил Похитонов. По неустановленным причинам, солистка, исполнявшая партию Лизы, не смогла петь в знаменитой сцене у Зимней канавки. За кулисами начиналась паника, но Похитонов, находившийся с труппой в Берлине как запасной дирижер, спас спектакль, смело загримировавшись и переодевшись в женское платье. Он взял роль Лизы на себя в продолжение всего этого сложного, динамичного эпизода... вплоть до гибели героини.

Опера Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» с огромным успехом шла в Мариинском театре больше года, после чего нотный материал и костюмы с декорациями передали в Москву для премьеры в Большом театре (1908). Это не радовало композитора; он понимал, что постановка «Китежа» в Первопрестольной приведет к исключению оперы из петербургского репертуара, что в действительности и случилось.

После 1907 года «Китеж» всего дважды ставили в нашем городе, но уже после революции - 15 ноября 1918 года и в 1958 году. Окончательно «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» было восстановлено в Мариинском театре только Валерием Гергиевым в 2001 году.

Читайте также о том, как в Петербурге представили оперу «Красная Шапочка».

#Римский-Корсаков #Мариинский театр #опера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (6433) от 06.05.2019 под заголовком «Отрок и Лиза в одном лице».


Комментарии