Иконы в бывшей столовой. Как в Домике Петра I появилась часовня

Сегодня может показаться, что Домик Петра I, старейшее строение нашего города, оставался неизменным со времен ухода из жизни первого российского императора. На самом деле это не так: в бывшей столовой в 1742 году по велению императрицы Елизаветы Петровны была устроена часовня, ставшая местом массового паломничества верующих.

Иконы в бывшей столовой. Как в Домике Петра I появилась часовня | ФОТО: Public Domain

ФОТО: Public Domain

В часовне находился образ Спаса Нерукотворного, сопровождавший Петра в походах Северной войны. Эта икона была с царем при закладке Петербурга и во время Полтавского сражения, а также находилась в его покоях в момент кончины в 1725 году.

В XIX веке в Петербурге даже бытовало выражение «идти к Спасителю», которое понималось как «посетить Первоначальный дворец», чтобы поклониться одной из самых почитаемых в столице икон. Особой популярностью она пользовалась у гимназистов и студентов: считалось, что молитва перед нею помогает успешно сдавать экзамены.

Естественно, столь активное использование старинного деревянного сооружения, не рассчитанного на массовый поток посетителей, не способствовало его сохранности. В 1910 году заведующий придворным духовенством протопресвитер Петр Благовещенский предложил вынести часовню за пределы исторического здания и устроить специальное помещение для богослужений в галерее, окружающей домик по периметру.

Исследовать ситуацию на месте было поручено архитектору высочайшего двора академику Императорской академии художеств Александру фон Гогену (он, в частности, являлся автором проектов зданий Музея Суворова, Николаевской академии Генштаба на Суворовском проспекте и особняка Матильды Кшесинской). Он посетил часовню, после чего подготовил доклад, сохранившийся в фондах Российского государственного истори­ческого архива.

«Богомольцы занимали самую часовню, маленькие сени и галерею, где производится продажа свеч и находится освященная вода, — отмечал архитектор. — В столовой, где находится икона Спасителя, богомольцы ­стояли сплошной массою; пройти в столовую не было возможности, и я наблюдал даже через окно галереи, что посетители занимали совершенно помещение, оставляя свободным только место, необходимое для священника».

Архитектор обратил особое внимание на то, что в Домике Петра и окружающей его галерее нет отоп­ления. Из-за этого на стенах и потолке столовой конденсируется «масса паров» от дыхания многочисленных посетителей и горящих свечей.

Из всего увиденного фон Гоген делал вывод о том, что «драгоценная государственная реликвия» находится в состоянии «постепенного неминуемого разрушения от постоянного притока сырости от посетителей в холодное время и под страхом ежечасной опасности от пожаров».

Для спасения «Первоначального дворца Великого Петра» он предлагал переместить часовню в каменное помещение с отдельным входом, которое следовало пристроить к окружающей галерее. Архитектор разработал предварительный проект и представил его на утверждение в Министерство императорского двора. Однако неожиданное препятствие он встретил в лице протопресвитера Петра Благовещенского. Тот почему‑то заявил, что не только не «возбуждал вопроса» о переносе часовни, но и категорически против этого начинания.

«Смиренное жилище Великого преобразователя России со дня его кончины обратилось как бы в Святой храм, — писал в своем отзыве отец Петр. — Дворец императора Петра I и находящаяся в нем святыня, чудотворная икона Спасителя, неразрывно связаны между собой».

Почему его позиция так изменилась? Одну из версий высказал в своих мемуарах последний протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский. По его словам, 75‑летний Петр Благовещенский отличался крайней рассеян­ностью: «добрый и степенный, он еле передвигался с места на место и все забывал».

«Однажды вместо Петропавловского собора, где должен был служить в высочайшем присутствии панихиду, заехал в Зимний дворец и там более часу бродил по комнатам, ища неизвестно кого, а в Пет­ропавловском соборе в это время терялись в догадках: куда же делся протопресвитер», — вспоминал Шавельский.

Поэтому можно предположить, что отец Петр попросту забыл о своем предложении вынести иконы из Домика Петра и занял другую позицию. Тем не менее его аргументы оказались услышанными, и проект фон Гогена отклонили. Часовня просуществовала в «Первоначальном дворце» вплоть до 1929 года, когда была закрыта. На следующий год в домике организовали музей, а образ Спасителя передали в Троицкую церковь на Стремянной улице. Оттуда он попал в Спасо-Преображенский собор, где находится и поныне.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Петр I #религия #храмы и церкви

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (7164) от 06.05.2022 под заголовком «Часовня в Домике Петра».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».