И примкнувший к ним Шепилов...

Шестьдесят лет тому назад северная столица отмечала свой 250-летний юбилей. Почему его не отметили вовремя, в 1953 году, - понятно. Город был придавлен «ленинградским делом», да и проводить праздник спустя всего три месяца после смерти Сталина руководству страны было как-то неловко. О пропущенном празднике вспомнили летом 1956 года. Времена уже были другие: наступила «оттепель», повеяло ветром перемен...

И примкнувший к ним Шепилов... | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Инициативу отметить юбилей, с которой выступил первый секретарь ленинградского обкома партии Фрол Козлов, поддержал лидер страны Никита Хрущев. На подготовку к празднованию, намеченному на 27 мая 1957 года, оставалось почти десять месяцев. За это время город требовалось привести в образцовое состояние. Однако ближе к дате стало очевидно: всего задуманного не успеть. Тогда власти перенесли празднование с 27 мая на 23 июня и пообещали, что в Ленинград приедут руководители страны.

Город был охвачен предъюбилейной лихорадкой. Предприятия и заводы рапортовали о трудовых достижениях - досрочном выполнении полугодового плана. В кинотеатрах проходил кинофестиваль фильмов, посвященных Ленинграду, а все театры провели в июне декаду своих лучших спектаклей. На предприятиях, в клубах, домах культуры читали лекции по истории города.

«Когда-то давно, перед войной, говорили про ленинградцев, что они слишком сдержанные, сухие люди, с холодным, необщительным характером, - отмечал поэт Николай Тихонов в очерке «Ленинградцы», опубликованном 20 июня 1957 года в «Ленинградской правде». - Это неправда... Ленинградцы - скромный, но задушевный народ. Они - закаленный в испытаниях, глубоко чувствующий и верный народ...»

На Ломоносовском фарфоровом заводе была создана серия юбилейных декоративных ваз с видами города и пригородов. На прилавках магазинов появился новый сорт колбасы - «Ленинградская». Многие предприятия изготовили к празднику юбилейные сувениры - портсигары, бумажники, шкатулки, косынки, шелковые платки, авторучки. В праздничную продажу поступили 700 тысяч граммофонных пластинок в юбилейном оформлении.

Какие же события происходили непосредственно в дни празднования? 19 июня на площади Искусств был открыт долгожданный памятник Пушкину работы скульптора Михаила Аникушина, а на Пионерской площади режиссер Александр Брянцев заложил первый камень будущего ТЮЗа. На следующий день в Ленинград из Финляндии прибыл паровоз № 293, связанный с именем Ленина. Правительство Финляндии в ходе дружественного визита в страну советских лидеров Булганина и Хрущева подарило эту реликвию Советскому Союзу. 21 июня в сквере на площади Восстания заложили закладной камень будущего памятника Ленину - там, где когда-то стоял монумент Александру III. В тот же день вышло два указа президиума Верховного Совета СССР - о награждении орденами Ленина города и газеты «Ленинградская правда».

Кульминацией торжеств стало 23 июня 1957 года. В этот день после реставрационных работ открылись для широкой публики Петропавловский и Исаакиевский соборы. Но самое главное - в тот день состоялся грандиозный праздник на стадионе имени С. М. Кирова на Крестовском острове, поставленный Георгием Товстоноговым и Игорем Владимировым. И сюжет его был не только в том, что Ленинград - колыбель Октябрьской революции и город великого Ленина. Театрализованное представление началось с выхода преображенцев и семеновцев петровского времени. Потом на сцене появился сам основатель северной столицы: «Надо новый город ставить на Ладоге, на Неве. Здесь морем пахнет»...

Одновременно с ленинградскими торжествами в Москве разгорелась ожесточенная политическая баталия: юбилей оказался спусковым крючком в борьбе за власть. Перед самым отъездом Хрущева и других лидеров партии в Ленинград часть членов Политбюро под предлогом согласования речей на юбилейных митингах потребовали созвать президиум ЦК КПСС.

Каганович впоследствии вспоминал, что он и его соратники предполагали снять Хрущева и победителями приехать на юбилей. Все разрешилось 4 июля, когда газеты вышли с передовицами, сообщавшими о разгроме «антипартийной группы» Маленкова, Кагановича, Молотова и «примкнувшего к ним Шепилова». Официально всех их обвиняли в том, что оказывали противодействие принятому на ХХ съезде партии курсу «на исправление ошибок и недостатков, порожденных культом личности».

5 июля «Ленинградская правда» вышла под лозунгом «Фракционерам и раскольникам никогда не удастся нарушить монолитное единство нашей партии!». На следующий день Хрущев в сопровождении обновленного президиума ЦК партии прибыл в город на Неве. Официально - для вручения правительственных наград в связи с юбилеем. По этому случаю Ленинград еще раз оделся в праздничное убранство. 7 июля состоялась грандиозная демонстрация на Дворцовой площади, ее приветствовали лидеры страны во главе с триумфатором Хрущевым.

Кстати, благодаря юбилею в северной столице возродились некоторые утраченные прежде традиции. Вернулся полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона (до этого в последний раз он звучал в 1938 году). Вспыхнули факелы на Ростральных колоннах, только теперь к ним подвели газовые горелки.

«Просчитались те, кто хотел помешать празднику. Их антинародные суждения и поступки вызвали беспощадный отпор на Пленуме Центрального комитета партии. Фракционная антипартийная группа была до конца разбита, и Ленинград вместе со всей страной праздновал победу ленинского курса партии», - говорилось на первой полосе «Ленинградской правды».

Кстати, Хрущев оценил преданность первого секретаря Ленинградского обкома партии Фрола Козлова: начался его стремительный карьерный рост. В марте 1958 года он был уже первым заместителем председателя Совета министров СССР, затем стал вторым секретарем ЦК КПСС. Никита Хрущев не скрывал, что видел в нем своего преемника на посту главы государства. И только резкое ухудшение здоровья Фрола Козлова нарушило эти планы...

#250-летие #Ленинград #празднование

Комментарии