Дом у кирхи. История здания на углу Декабристов и Мастерской

Это здание расположено практически вплотную к эстонской лютеранской кирхе Св. Иоанна. Может показаться странным, что к ее боковому фасаду оно обращено окнами, ведь, по дореволюционным законам, стену, примыкающую к соседнему участку, следовало оставлять глухой. Однако все становится понятным, если знать, что дом этот, возведенный в 1909 – 1911 годах, принадлежал той самой церкви и был выстроен на ее участке.

Дом у кирхи. История здания на углу Декабристов и Мастерской | Фасады здания украшены барельефами, изображающими жителей Древнего Рима в свободных ниспадающих  одеяниях. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Фасады здания украшены барельефами, изображающими жителей Древнего Рима в свободных ниспадающих одеяниях. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В ту пору доходными домами, предназначенными для извлечения прибыли от сдачи помещений (квартир, складов, магазинов, контор, синематографов), могли владеть как частные лица, так и различные корпоративные домовладельцы, в том числе и церковные общины. Любопытно, что осенью 1914 года часть нижнего этажа приспособили под кинематограф на 70 зрителей, его, судя по документам, первоначально предполагали именовать «Елена», но в итоге назвали «Уют». Вероятно, он не пережил революционных потрясений, во всяком случае в справочниках «Весь Ленинград» по этому адресу не значится…

Отдельный разговор — про автора проекта здания. Им стал не самый известный петербургский архитектор Михаил Хаимович Дубинский, который учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в мастерской маститого зодчего Леонтия Бенуа. Окончив это учебное заведение в 1904 году, он поначалу занимался отделкой интерьеров дворцов, особняков, квартир, к примеру — дворца великой княгини Ольги Александровны на Сергиевской улице (ныне ул. Чайковского, 46–48).

Без названия.png
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Зодчий вполне успешно участ­вовал в архитектурных конкурсах, но построил в тогдашней столице всего несколько зданий. Так бывало: некоторые архитекторы предпочитали львиную долю времени уделять конкурсному проектированию, где за призовые места выплачивали премии, подчас весьма значительные, и жить на этот заработок.

Одна из самых значимых конкурсных работ Дубинского — получивший первую премию проект застройки Тучкова буяна в Петербурге, составленный в 1913 году. Он погружает в атмосферу античного города, с величественными белоколонными портиками, изящными ротондами, глубокими полуциркульными нишами, многочисленной скульптурой — подобной той, которую он в виде барельефов поместил на стены доходного дома эстонской лютеранской церкви Св. Иоанна.

После революции Дубинский покинул Петроград, в 1920 году эмигрировал из Крыма в Константинополь, затем жил в Париже, участвовал в различных выставках со своими графикой, акварелями, макетами, создавал проекты.

В 1930 году в эмигрантской русскоязычной газете «Возрождение», выходившей во Франции, поэт и художественный критик Сергей Константинович Маковский, сын живописца, отмечал, что творчество Михаила Дубинского «показательно и в том смысле, что большая часть его архитектурных трудов осталась нереализованной. Он почти весь — в замыслах, в премированных или только в подготовлявшихся проектах: их осуществление было прервано всероссийским разгромом, и теперь вспоминаешь о них, как о невозвратном петербургском прошлом».

В годы Второй мировой войны, когда Франция попала под власть нацистов, Дубинский оказался в концентрационном лагере. Он выжил, но ослеп. В 1955 году, в год 78‑летия архитектора, в парижской газете «Русская мысль» была опубликована небольшая заметка к 60‑летнему юбилею его деятельности. Завершалась она словами: «Потеряв жену, М. Дубинский сейчас находится в приюте для стариков, одинокий, беспомощный и без всяких средств». Как и когда завершился земной путь зодчего — неизвестно…

Что же касается дома на улице Декабристов, то он очень неплохо сохранился, причем это касается не только фасадов, но и интерьеров. Парадные встречают нас невысокими керамическими печами, потолки декорированы лепной геометрической сеткой, на которой как бы закреплены цветочные венки, подобные тем, которые можно видеть на фасадах. Сохранились подлинные двери в квартиры, в некоторых жилых помещениях уцелели высокие печи завода «Або» в золотистых тонах.


#история #здания #исторические здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 39 (7122) от 04.03.2022 под заголовком «Дом у кирхи».


Комментарии