«Для собирания разных сведений». Что делали жандармы на Ладожском канале

Известна серия снимков, сделанных пионером цветной фотографии в России Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским на Ладожском канале в 1909 году во время путешествия по Мариинской системе. Менее известны изображения, сделанные мастерами ателье Карла Буллы на Ладожском канале годом ранее, в 1908 году. Перед вами – одно из них из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

«Для собирания разных сведений». Что делали жандармы на Ладожском канале | Подпись к снимку гласит: «Группа рабочих и служащих Ладожского канала». К сожалению, имена их не указаны

Подпись к снимку гласит: «Группа рабочих и служащих Ладожского канала». К сожалению, имена их не указаны

По всей видимости, в первом и третьем рядах –  рабочие или техники, во втором ряду –  инженеры. В форменной одежде –  жандармские чины. Тот, что слева, имеет чин унтер-офицера...

С чего вдруг жандармы на канале? Дело в том, что Мариинская водная система и Ладожские каналы, являвшиеся ее частью, были особым предметом внимания жандармерии. Согласно инструкции 1904 года, стражам порядка следовало, «вслушиваясь в толки народные, иметь личное наблюдение», следя за лицами, «почему-либо могущими казаться подозрительными». Также требовалось обращать внимание на путешествующих «для собирания разных сведений».

Жандармские чины занимались поимкой беглых крестьян, преследованием воров и контрабандистов. Их направляли на «рассеяние законом запрещенных скопищ», а также «на препровождение особо важных преступников и арестантов». Вели они и наблюдение за рабочими, трудившимися на каналах.

А тем приходилось обслуживать каналы постоянно. Еще в именном указе императрицы Анны Иоанновны от 19 марта 1731 года, в котором объявлялось об открытии движения по Ладожскому каналу, говорилось, что «полезное дело без крепкого смотрения и содержания оставлено быть не может». Для чего было предложено собирать с проходивших судов «в казну умеренную пошлину». Именно эти деньги и шли на ремонтные работы.

Шлюзы, водоспуски, мосты, деревянные укрепления берегов необходимо было ремонтировать, обновлять. Первоначально работы на канале вели два батальона Коломенского полка. 27 февраля 1735 года указом императрицы Анны Иоанновны для поддержания порядка на канале и содержания его в исправности был сформирован Ладожский канальный батальон общей численностью 732 человека. Солдаты и офицеры находились на казенном обеспечении, носили особую форму –  зеленые кафтаны с красными нашивками. Получил батальон и свое знамя, которое ныне находится в фонде Центрального военно-морского музея. Надпись на нем гласит: «К славе и пользе государства».

В 1741 году сенатский указ ввел систему штрафов за повреждение канальных сооружений и бечевников. Жители деревень, расположенных вдоль канала, должны были не допускать к протоке свой домашний скот. Их обязали построить изгороди, ограничивающие подход скота к каналу, если же это все-таки случится, хозяин должен был заплатить с лошади и свиньи 50 коп., с коровы –  30 коп., с теленка и козы –  25 коп., с поросенка –  20 коп.

26 января 1782 года Екатерина II издала именной указ, данный Сенату, «О бытии Ладожскому каналу в ведомстве Казенной Палаты Санктпетербургской губернии, и об упразднении состоящих при оном канале Канцелярии и батальона». В 1784 году канцелярию Ладожского канала сменила экспедиция Ладожского канала с рабочей командой при ней.

Спустя еще четверть века, 20 ноября 1809 года, император Александр I издал указ об учреждении управления «водяными и сухопутными учреждениями». Пути сообщения были поделены на десять округов, при этом Санкт-Петербургская, Новгородская и Тверская губернии вошли в 1-й округ. Для производства работ на канале была учреждена бригада, состоящая из офицеров и «мастеров: шлюзных, плотничных, каменного, кузнечного дела, фашинной кладки, копальщиков и землекопов, и дернокладчиков; шлюзвахтеров рядовых, помощников шлюзвахтеров». Для судоходства и полицейского надзора сформировали команду из смотрителей, унтер-офицеров, рядовых и лоцманов.

На протяжении всей первой половины XIX века на Ладожском канале велись масштабные работы по укреплению берегов, обновлению подъемных мостов. Были возведены новые гранитные водоспуски, перестроены гидротехнические сооружения в старом устье Ладожского канала в Шлиссельбурге. Кроме того, канал постоянно требовал дноуглубительных работ, чтобы по нему могли проходить суда с большой осадкой.

В указе императора Александра II от 26 января 1861 года говорилось: «Ладожский канал, устроенный в прошлом столетии не в одинаковую везде ширину и глубину, с шлюзами при входе в него из Волхова и при выходе в Неву, недостаточно удовлетворяет постоянно усиливающемуся движению судоходства к столице и из оной, особенно в случаях внезапного заграничного на товары наши требования, своевременное выполнение коего столь существенно для нашей торговли».

В 1861 году на условиях подряда началось сооружение нового канала. Его строительство заняло пять лет, назвали его в честь императора Александра II. Но и этот канал, приходивший ближе к Ладожскому озеру, требовалось постоянно обслуживать: его песчаные берега размывало от таяния снега и дождя.

С конца XIX века работа по очистке Ладожских каналов (Петровского и Александровского) стала ежегодной. В одном только 1908 году там действовало шесть дноуглубительных снарядов. Очевидно, специалисты, занятые этими работами, и попали на фотографии ателье Карла Буллы.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #фотография #каналы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (6977) от 30.07.2021 под заголовком «Жандармы на канале».


Комментарии