Мастер фоторепортажа. Как сын Карла Буллы продолжал дело отца

У Карла Буллы, прозванного первым российским фоторепортером, было девять детей. Отцовское дело продолжили двое сыновей. Старший из них, Александр, родился в Петербурге 10 апреля 1881 года.

Мастер фоторепортажа. Как сын Карла Буллы продолжал дело отца | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Поскольку жилые комнаты семьи находились рядом с лабораторией и фотоателье, мальчик с детства приобщался к ремеслу отца. В 1899 году отец отправил его в Берлин учиться: фотодело в Германии находилось на подъеме. Там он сделал первые серьезные шаги в профессиональном мастерстве, но не забывал и родной город. К примеру, первая опубликованная им фотография – портрет австрийских фигуристов, победивших на международном турнире в честь 200-летия Петербурга.

Но окончательно вернулся он на берега Невы в 1909 году – вместе с женой-немкой и родившейся в Берлине дочерью Ирмгард-Марианной. К тому времени фотоателье Буллы переехало в самый центр столицы – на Невский проспект, 54. Карл Карлович, прежде один из многих, теперь был в зените славы, сняться у него почитали за честь самые известные люди России. Да и младший брат Виктор успел прославиться своими снимками, сделанными на Русско-японской войне, а также совместной с отцом съемкой Льва Толстого в Ясной Поляне.

Александр поселился в доме на Забалканском (ныне Московском) проспекте, 1 – 3, и начал активно работать как в ателье отца, так и самостоятельно. Он стал кинооператором общества «Аполлон». В 1911 году зрители увидели документально-видовой фильм «Первый пробег на русском автомобиле из Санкт-Петербурга на Сен-Готард». Анонс гласил: «Хроника в 5-ти сериях, 935 метров. Засняты виды Пскова, Риги, Кенигсберга, Берлина, Дрездена, Праги, Карлсбада, Цюриха, Ниццы, Монако, Пизы, Рима, Неаполя, Венеции, Тироля. Оператор Булла сопровождал группу русских спортсменов во главе с А. Нагелем и А. Ефроном». Протяженность пробега составила почти 13 тысяч километров, длился он 53 дня, и Александр провел их с тяжеленной кинокамерой в руках.

Снял Александр и более двух десятков игровых фильмов. К сожалению, сохранился фрагмент лишь одного – экранизации пушкинского стихотворения «Узник». Активно сотрудничал он с артистами и режиссерами труппы Народного дома императора Николая II. Александр Булла вообще любил делать артистическую среду объектом фотосъемки.

Особо теплые отношения связывали его с семейством живописцев Маковских. Художник Александр Маковский был его учителем на педагогических курсах при Императорской академии художеств. Александр Булла подавал большие надежды, но, увы, все его картины впоследствии бесследно пропали. Но остались замечательные фотопортреты – артистов Федора Шаляпина, Николая Монахова, Ольги Преображенской, писателей Аркадия Аверченко, Александра Куприна, Федора Сологуба, Леонида Андреева. Любовь к живописи помогла сделать задушевные снимки художников Николая Рериха и Бориса Кустодиева...

Особенно удавались Александру Булле сюжеты с двумя-тремя персонажами, он умел показать отношения между ними. Характерен в этом отношении снимок 1909 года, запечатлевший балерину Анну Павлову и репетитора Энрико Чекетти. Или выразительная фотография 1915 года: «Драматург Михаил Арцыбашев читает свою пьесу актрисе Лидии Яворской».

В октябре 1914 года, вскоре после начала Первой мировой, Александр Булла ушел добровольцем на фронт, служил в автомобильной роте. Был награжден Георгиевской медалью IV степени за спасение раненых под огнем неприятеля. Регулярно посылал свои фотографии в журнал «Солнце России». На них были запечатлены бои, раненые, пленные, беженцы, разрушенные селения. Особняком – император Николай II на фронте... Георгиевскую медаль III степени Александр Булла получил за панорамную съемку расположения противника, совершенную под вражеским артиллерийским огнем.

В начале 1917 года он приехал в Петроград сдавать экзамены на офицерский чин и оказался в вихре революции. Запечатлевал события фотоаппаратом и кинокамерой, его кадры вошли в фильмы «Великие дни Российской революции» и «Хроника революции в Петрограде».

После Октября он принял новую власть, с 1918 года служил фотографом отдела управления хозяйством Смольного, затем – технического отдела управления Петроградского совета. Сделал снимки Ленина на конгрессе Коминтерна в 1920 году (Исаак Бродский использовал впоследствии этот портрет для картины «Ленин в Смольном»), создавал фотохронику подавления Кронштадтского восстания в марте 1921-го...

Но пришли другие времена, и в конце 1928 года Александр Булла был арестован по обвинению в шпионаже, через полгода был приговорен к пяти годам лагерей. Попал на Соловки, потом в Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь. Выйдя на свободу в 1934 году, вернулся в Ленинград, но к тому времени фамильное фотоателье уже было национализировано – по «добровольной» просьбе Виктора Буллы, на которого к тому же еще все время сыпались доносы. Александр Карлович уехал в Москву к дочери и тем самым, наверное, спас свою жизнь. Фотоделом он больше никогда не занимался: видимо, боялся привлекать к себе внимание.

Умер Александр Булла в марте 1943 года, его дочь скончалась в 1970-е годы, причем соседи сообщили родственникам о ее смерти только после похорон. Когда те приехали, ее комната в коммуналке оказалась практически пустой. Все принадлежавшие ей фотографии, сделанные Карлом, Александром и Виктором Буллой, исчезли...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#фотография #история #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (6900) от 09.04.2021 под заголовком «Мастер фоторепортажа».


Комментарии