Диплом на грани фантастики. Как студент изобрел гелиоракетоплан

Гелиоракетоплан (от греческого «гелиос» – Солнце) – так выпускник физико-математического факультета Ленинградского университета Валентин Глушко назвал предложенный им будущий пилотируемый космический корабль. Свои наработки он изложил в 1929 году в дипломной работе, на которую сразу же обратил внимание руководитель Газодинамической лаборатории (ГДЛ) Николай Тихомиров.

Диплом на грани фантастики. Как студент изобрел гелиоракетоплан | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Глушко не просто предложил проект. Он математически доказал, что все узлы этого межпланетного корабля, внешне напоминавшего летающую тарелку, могут быть жизнеспособны. В центре аппарата – сфера с космонавтами, ее опоясывают электрические двигатели, вокруг – огромная круглая солнечная батарея для питания двигателей.

– Космонавтикой тогда бредили, достаточно вспомнить «Аэлиту» – фантастический роман Алексея Толстого. Хотели полететь на Марс, но совершенно не понимали как. Никаких конкретных космических разработок тогда еще не существовало, все было на уровне мечтаний и прогнозов, – поясняет Галина Сакова, методист Музея космонавтики и ракетной техники имени Валентина Петровича Глушко.

Почему работа никому не известного студента так привлекла инженера-технолога Тихомирова, руководившего секретной лабораторией, как бы сказали нынче, федерального уровня? Тот вовсе не грезил полетами в космос, но у него была мечта создать сверхмощное оружие – «самодвижущиеся мины». Так поначалу называли реактивные снаряды. Их испытание началось в 1928 году на Ржевском артиллерийском полигоне.

– Тихомирова заинтересовала не столько модель космического аппарата, разработанного Глушко, сколько предложенные им электродвигатели. Создать их к тому времени не удалось еще ни одному ученому. Поэтому Тихомиров пригласил Глушко в свою лабораторию, причем не рядовым сотрудником, а начальником специально созданного сектора, в котором должны были разрабатывать двигатели для ракет, – рассказывает Галина Сакова.

Валентин Глушко был в буквальном смысле одержим космосом, началось все с книги Жюля Верна «Из пушки на Луну»... Еще в детстве в Одессе во время Гражданской войны, надев отцовскую шинель и папаху, чтобы выглядеть старше, он ходил в библиотеку, чтобы погрузиться в книги о полетах к другим планетам. В тринадцать лет он начал переписываться с Константином Циолковским, в ту пору уже всемирно признанным ученым. Сообщил ему, что в одесской библиотеке очень мало его трудов, просил прислать. Тот откликнулся...

Придя в ГДЛ, Глушко занялся испытаниями. Сконструированный им электрический двигатель показал превосходные характеристики. Он вполне годился для безвоздушного пространства, но его мощности было недостаточно, чтобы преодолеть земное притяжение. Будучи не только теоретиком, но и практиком, Валентин Петрович решил идти другим путем и перешел к созданию первых в нашей стране ракетных двигателей на жидком топливе. В конечном итоге они и вывели человека на орбиту.

Но идеи, с которых он начинал, не пропали: уже в 1960-х годах на отечественных космических кораблях были использованы ионные и плазменные электрические двигатели – для корректировки траектории полета. В модернизированном виде они применяются и сегодня.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #наследие #артефакт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (6898) от 07.04.2021 под заголовком «Диплом на грани фантастики».


Комментарии