Время по светилу. Как в Петербурге появились солнечные часы

Весной 1721 года в Петербурге на колокольне церкви Святых апостолов Петра и Павла появились первые городские солнечные часы. Они находились в южном стенном проеме верхней звонницы, где располагались первые голландские колокола, но в 1756 году при пожаре были утрачены и до сих пор, к сожалению, не восстановлены.

Время по светилу. Как в Петербурге появились солнечные часы | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Как и почти все в Петербурге, история городских гелиохронометров не обошлась без Петра Великого. Он ознакомился с солнечными часами во время своего первого путешествия в Европу – Великого посольства 1697 – 1698 годов.

Крупнейшие страны, в которые был нанесен визит, – Германия, Нидерланды и Англия – в XVII веке были известны в том числе и как производители солнечных часов. Наиболее полезным оказалось посещение британской столицы, где были закуплены многочисленные приборы и инструменты, в том числе астрономические. Оттуда в Россию был приглашен английский мастер солнечных часов Джон Бредли, успешно работавший сначала в Москве, а затем и в Петербурге.

После возвращения из Европы Петр и его сподвижники, в первую очередь Яков Брюс, прошедший обучение в Лондоне, в 1701 году открыли в Москве первую российскую Школу навигацких и математических наук. Затем уже в Петербурге была создана Инструментальная палата, которая начала проектировать и производить отечественные приборы и инструменты, в том числе и солнечные часы.

При жизни Петра в Северной столице их появилось несколько: кроме уже упомянутых на колокольне Петропавловского собора – в Летнем саду, у дворца «Монплезир» и в Верхнем саду Петергофа. Последние воссозданы, а те, что в Летнем саду и «Монплезире», еще ждут своего восстановления.

В XVIII и первой половине XIX века солнечные часы появились на дворце А. Д. Меншикова на Васильевском острове, у Адмиралтейства, в Арсенале на Литейном проспекте, в Морской Богоявленской церкви Кронштадта, на зданиях Лютеранской церкви на Невском и Введенского собора на Загородном проспекте, у здания Двенадцати коллегий. В императорских парадизах – в Гатчине, Павловске и Стрельне, на Петергофской и Царскосельской дорогах, в дворянских усадьбах – П. Б. Шереметева и А. К. Разумовского в Петербурге, А. П. Ганнибала в Суйде, Демидовых в Тайцах и Сиворицах, А. Н. Оленина в Приютине, Строгановых-Голицыных в Марьине.

Красота, изящество и разнообразие этих хронометров позволяют назвать тот период «золотым» для солнечных часов Петербурга. Он связан с именами таких выдающихся архитекторов, как Доменико Трезини, Антонио Ринальди, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, Иван Старов, Андрей Воронихин, Константин Тон, Александр Брюллов, Андрей Штакеншнейдер. Их имена широко известны, но никогда не упоминались в связи с солнечными часами.

А вот вторая половина XIX века и первая половина ХХ века стали для них «черной полосой» – эпохой забвения и разрушения. Верх взяли механические часы, поэтому солнечные в Петербурге просто перестали появляться. Революции и Гражданская война тоже привели к многочисленным утратам. Пострадали хронометры Петергофа, Стрельны, Гатчины, Царского Села и Павловска, многочисленных дворянских усадеб.

Возрождение интереса к солнечным часам пришлось в нашем городе на 70-е годы прошлого века. Продолжился процесс в последние десятилетия, когда – удивительно, но это так! – была создана почти половина из известных солнечных часов Петербурга и его пригородов. Именно в эпоху расцвета мобильного Интернета и цифровизации всех сфер нашей жизни! Значит, такие часы дают современному человеку что-то необычное, возможно, ощущение древнего чуда – измерение времени без какого-либо привода, батареек и связи со Всемирной паутиной.

Современные солнечные часы весьма разнообразны. Это не просто фигурный треугольник на пьедестале, а сложная декоративная композиция, например, «спираль времени» в Петропавловской крепости, «одуванчик» на Крестовском острове...

Правда, стремительный рост числа новых солнечных часов имеет и минусы: некоторые представляют собой просто арт-объекты с внешними признаками астрономического устройства для измерения времени. Где-то неправильные часовые углы, где-то неверно сделан часовой указатель, тень от которого показывает время. А поскольку это металлические или каменные конструкции, то их проще сделать заново, чем переделывать.

Впрочем, большинство современных солнечных часов все-таки действуют корректно. Их можно увидеть в пригородах Петербурга, например, в Репино, Лисьем Носу, Сиверском, и это логично, поскольку солнечные хронометры принадлежат к числу старинных садовых украшений. Радует и тенденция последних лет – размещать подобные объекты на окраинах города в новостройках, в результате там появляются запоминающиеся достопримечательности и ориентиры.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Петр I #время

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (6880) от 12.03.2021 под заголовком «Время по Солнцу».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».