Дача без грядок. История «дачной столицы России»

О чем воркует эта милая парочка? Может быть, барышня с восхищением вспоминает, как ее кавалер вчера на пикнике с самоваром пел под гитару «В лунном сиянии» и другие «жестокие» романсы? Или они обсуждают свое предстоящее выступление в любительском спектакле по весьма популярной в ту пору драме Николая Ильина «Лиза, или Торжество благодарности»? Она будет играть бедную крестьянку, а он — влюбленного в нее богатого дворянина…

Дача без грядок. История «дачной столицы России» | Автор этого полотна снимал дачу у станции Сиверская с 1874 года. Спустя семь лет Крамской купил землю на правом берегу реки Оредеж, у Строганова моста, и построил там собственную дачу с мастерской./Репродукция. ФОТО автора

Автор этого полотна снимал дачу у станции Сиверская с 1874 года. Спустя семь лет Крамской купил землю на правом берегу реки Оредеж, у Строганова моста, и построил там собственную дачу с мастерской./Репродукция. ФОТО автора

Таких симпатичных домиков с крылечком, который в 1883 году художник Иван Николаевич Крамской зарисовал в «дачной столице России», Сиверской, в те времена было очень много. Дачный бум в этих живописных местах начался с 1857 года, когда по инициативе барона Владимира Борисовича Фредерикса, имевшего здесь поместье, была открыта железнодорожная станция и на его средства выстроен вокзал.

Дорога из Петербурга до Сиверской занимала около двух часов, и сюда хлынула масса желающих «пожить на свежем воздухе». Крестьяне летом перебирались в пристройки, а свои дома отдавали внаем. Если дом сдавали «без мебели», тогда дачник нанимал подводу, грузил на нее столы, стулья, диваны и умывальники и очень долго проселочными дорогами тащился к своему будущему летнему жилью.

В путеводителе «Куда ехать на дачу?», изданном в 1892 году, о станции Сиверская и ее окрестностях говорилось следующее: «Эти деревни, как ближайшие к станции, окончательно перешли от земледелия к дачному хозяйству. Здесь крестьянин печется не об урожае на рожь, сколько об «урожае» на дачников».

Состоятельные петербуржцы предпочитали обзаводиться собственными дачами. «Петербургская газета» в 1910 году сообщала, имея в виду Сиверскую: «Распродается 80 земельных участков на берегу реки Оредеж. Цены значительно снижены. Там же на лето сдается театр».

В Сиверской существовало шесть летних театров. В них выступали как известные артисты (пел даже Федор Шаляпин), так и многочисленные любители. Вообще театральные представления были одним из самых любимых развлечений дачников. К ним долго готовились, разучивали роли, подбирали костюмы. На даче полагалось отдыхать и развлекаться. Заводить огороды и грядки было не принято: мол, не барское это дело. Сажали только цветы. Дачники, их родственники и знакомые, приезжавшие к ним по­гостить, большими компаниями гуляли по окрестностям, катались на лодках, собирали гербарии…

На Оредеже возле мельничной плотины по колено в воде всегда стояли рыболовы в болотных сапогах. В 1883 году художник Крамской написал картину «Поэт А. Н. Майков за рыбной ловлей». Аполлон Николаевич жил на собственной даче недалеко от этого места и частенько стоял там с удочкой. Его дом не сохранился, но уцелел старый дуб, по преданию, посаженный поэтом. А его любимую тропинку под обрывом вдоль реки старожилы до сих пор зовут «майковской дорожкой».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #дача

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7467) от 28.07.2023 под заголовком «Дача без грядок».


Комментарии