Буксир и Бродский.Есть предположение, что автор снимка — юный поэт

Негатив этого снимка, сделанного в начале 1960‑х годов, слегка потертый от времени, поступил в наш архив вместе с собранием документов семьи Бродских. Есть предположение, что его автор — юный поэт Иосиф Бродский. Его отец, известный ленинградский фотокорреспондент Александр Иванович Бродский, тоже бывал в этих местах, но он работал в другой манере, более профессионально и менее «лирично». И он, скорее всего, дождался бы, пока буксир подойдет поближе и заполнит правую часть кадра…

Буксир и Бродский.Есть предположение, что автор снимка — юный поэт  | Вид от проспекта Обуховской Обороны на правый берег реки Невы с домами 80 – 86 по Малоохтинскому проспекту./© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Ар 255242

Вид от проспекта Обуховской Обороны на правый берег реки Невы с домами 80 – 86 по Малоохтинскому проспекту./© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Ар 255242

На противоположном, правом, берегу Невы — Малая Охта. Пока не было моста Александра Нев­ского, она фактически оставалась промышленным предместьем Ленинграда: ­метро еще не построили и добираться туда приходилось на трамвае или автобусе, пересекая Неву по Большеохтинскому и Володарскому мостам.

К Малой Охте Иосиф Бродский испытывал особое чувство. Этому, казалось бы неприметному провинциальному, району были посвящены его стихи «От окраины к ­центру», в которых двадцатилетний поэт называл Охту ­«полуостровом заводов, парадизом мастерских и аркадией фаб­рик, раем речных пароходов». Как вспоминал позже сам поэт, «идея была в принципе такая: уходя на окраину, ты отдаляешься от всего на свете и выходишь в настоящий мир», здесь наступает «конец привычного мира» и «начало непривычного». По его признанию, «про эту часть города, про окраины… никто в то время не писал».

Отчасти с этим связана и личная история: в начале 1960‑х годов на улице Стахановцев находилось общежитие Ленинградского университета, где жила возлюбленная поэта. В этот «черно-белый рай новостроек» ­Иосиф ходил пешком, преодолевая по нескольку ­километров от дома Мурузи на улице Пестеля…

Вероятно, в один из таких дней с другого берега Невы и был сделан снимок. К тому времени, бросив школу еще в 1955 году, поэт сменил более десятка мест работы, осваивая разные ремесла. Одним из них стало фотодело, которому Иосиф обучался у отца…

В объектив камеры попал и пологий левый берег Невы у Шлиссельбургского моста через Обводный канал. На первом плане видны очертания бревенчатого плота: в те годы их часто сплавляли по Неве и ставили в канал на отстой. Вдалеке протянулась линия Синопской набережной с чуть заметным силуэтом Смольного собора.

Маленький буксир — частый «персонаж» ранних стихов Бродского. В сезон навигации ­«нев­ские труженики», как их называли в печати, перевозили грузы, тянули на тросах вверх и вниз по Неве баржи и плоты, а зимой раскалывали невский лед. В пос­левоенное время паровые буксиры постепенно были заменены судами на дизельном топливе, над которыми уже не поднимались густые клубы дыма.

По всей видимости, именно подобными пейзажами была навеяна написанная Бродским «Баллада о маленьком буксире». Благодаря стараниям друга поэта Льва Лосева, редактора ­«Костра», она была напечатана в ноябрьском номере этого журнала за 1962 год. Эти стихи стали первой официальной публикацией поэта в СССР. Правда, не обошлось без цензурных сокращений: например, в балладу не вошла последняя строфа о путешествии старого буксира «в золотую страну, // из которой еще … // ни один из буксиров // не вернулся назад».

В опубликованных строках угадывается сюжет со снимка: «…А когда я плыву // вдоль причалов домой, // и закат торопливый // бежит за кормой, // и мерцает Нева // в серебристом огне, // словно чьи‑то напутствия // слышатся мне». Рисунки к первому изданию выполнил художник-фронтовик Василий Звонцов. Над стихами на странице был помещен рисунок буксира, идущего по волнам, — похожего на тот, который можно видеть на снимке.

С открытием в 1965 году моста Александра Невского Малая Охта перестала быть такой оторванной от центра города, как прежде. Она стала восприниматься уже как один из полноправных районов. Иосиф Бродский успел увидеть эти изменения: Ленинград он покинул в 1972 году.


#Бродский #поэт #Охта

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7231) от 12.08.2022 под заголовком «Буксир и Бродский».


Комментарии