Борец с коррупцией. За что барон Дельвиг попал в немилость к Александру II

Когда произносят фамилию Дельвиг, то в первую очередь имеют в виду лицейского друга Пушкина - Антона Дельвига. Однако сейчас речь о его двоюродном брате бароне Андрее Ивановиче Дельвиге (1813 - 1887), чьи мемуары (точнее, первая их половина) вышли недавно в свет в одном из петербургских издательств. Их подготовил потомок Андрея Ивановича - доктор медицинских наук Алексей Дельвиг.

Борец с коррупцией. За что барон Дельвиг попал в немилость к Александру II | Андрей Иванович Дельвиг. Портрет работы И. Е. Репина, 1882 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Андрей Иванович Дельвиг. Портрет работы И. Е. Репина, 1882 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

И Антон, и Андрей Дельвиг происходили из старинного аристократического рода фон Дельвиг (von Delwig), первые представители которого в начале XIII века жили в Вестфалии. Потомки тевтонских рыцарей с фамилией фон Дельвиг осели в Прибалтике, а при Петре I перешли на службу России.

Андрей Иванович Дельвиг учился в Военно-строительном училище, а потом в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Он подолгу жил у Антона Дельвига на Большой Миллионной улице в доме Эбелинга.

- Основная служба Андрея Дельвига прошла в Петербурге, где он с конца 1859 года стал главным инспектором частных железных дорог и потом активно поднимался по карьерной лестнице. Он был удивительно трудоспособен, отличался организаторскими способностями, принципиальностью и неподкупностью, - говорит Алексей Дельвиг. - Даже его слуга, отставной рядовой Григорий, гордился «нахождением в услужении y господина, которого честность нельзя было подкупить не только деньгами, но и выгодами по службе».

За 50-летнюю службу А. И. Дельвиг участвовал практически во всех основных стройках и инженерных проектах России. В частности, был членом комитета по возведению постоянного моста через Неву - Благовещенского, консультировал Общество С.-Петербургских водопроводов по вопросам водоснабжения столицы, провел мытищинскую воду в Кремлевский дворец, много сделал для сооружения Морского канала.

В Нижнем Новгороде и Новочеркасске Андрей Иванович построил водопровод, в Казани и Симбирске - спроектировал его. Построил несколько шоссейных дорог, в том числе Москва - Брест-Литовск, считается родителем 32 железных дорог европейской части России. В частности, участвовал в строительстве Николаевской железной дороги и С.-Петербургско-Московского шоссе. Примечательно, что он даже составил правила об изготовлении кирпича и о наблюдении за его производством для всей империи, которые были высочайше утверждены!..

Казалось, ничто не предвещало грозы. Но в мае 1871 года Андрей Дельвиг был уволен со всех постов в Министерстве путей сообщения: как указано в его послужном списке, «по расстроенному здоровью». На самом же деле - из-за прямого отказа выполнить распоряжение императора Александра II, который велел отдать подряды на строительство Ландварово-Роменской и Лозово-Севастопольской железных дорог «своим людям» - предпринимателям Ефимовичу и Полякову, соответственно. Это было явным нарушением обычной раздачи подрядов на открытых торгах.

- Полтора десятка лет после своей отставки Андрей Иванович работал над мемуарами. Вызывает удивление и восхищение, что он опирался только на собственную память, поскольку, как сам признавался, никогда не вел никаких записок, - говорит Алексей Дельвиг.

Воспоминания колоссальные по объему - 3760 листов рукописного текста, они охватывают период с 20-х по 70-е годы XIX века. Первый экземпляр хранится в Российской государственной библиотеке в Москве.

Андрей Иванович описал, в частности, день за днем свои встречи с литераторами пушкинского круга, а также всех более или менее сановитых вельмож, купцов, политиков, бунтарей, философов, двух императоров и их окружение (счет идет на тысячи персоналий!) со свойственными ему юмором, откровенностью и четкостью.

Примечательно, что начал он писать мемуары с рассказа о фантастической коррупции в высших эшелонах власти, включая и самого государя. «...Не допускал мысли, чтобы неограниченный монарх империи с 80 мил. населения мог входить с какою бы то ни было целью в денежные расчеты и требовать от своего министра поступков в столь важном деле против совести», - отмечал А. И. Дельвиг.

Тем не менее император все-таки отдал должное опальному и острому на язык министру, заявив однажды, что «железные дороги в России столько обязаны Дельвигу, что он приобрел полное право на присвоение железнодорожному училищу его имени». Речь шла об учебном заведении, основанном Андреем Дельвигом в 1872 году на собственные деньги. Барон специально купил здание и передал его училищу.

Однако, когда дело дошло до публикации мемуаров, они подверглись резкой цензорской правке. Хранитель рукописи Г. Георгиевский в примечании к изданию Румянцевского музея 1913 года указывал: «...буквальное напечатание записок Барона А. И. Дельвига представило непреодолимые затруднения. Его откровенное и резкое перо иногда позволяло себе выражения недопустимые по отношению к лицам высокопоставленным и особенно ныне здравствующим. Иногда Барон сообщал сокровенные пружины событий и разоблачал совсем интимные подробности жизни своих современников. A один раз, и именно, рассказывая о событиях своей жизни в 1871 году, Барон записал такие подробности, которые едва ли увидят свет и через сто лет».

#история России #Александр II #мемуары

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (6578) от 29.11.2019 под заголовком «Барон Дельвиг, борец с коррупцией».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».