Борец с коррупцией. За что барон Дельвиг попал в немилость к Александру II

Когда произносят фамилию Дельвиг, то в первую очередь имеют в виду лицейского друга Пушкина - Антона Дельвига. Однако сейчас речь о его двоюродном брате бароне Андрее Ивановиче Дельвиге (1813 - 1887), чьи мемуары (точнее, первая их половина) вышли недавно в свет в одном из петербургских издательств. Их подготовил потомок Андрея Ивановича - доктор медицинских наук Алексей Дельвиг.

Борец с коррупцией. За что барон Дельвиг попал в немилость к Александру II | Андрей Иванович Дельвиг. Портрет работы И. Е. Репина, 1882 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Андрей Иванович Дельвиг. Портрет работы И. Е. Репина, 1882 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

И Антон, и Андрей Дельвиг происходили из старинного аристократического рода фон Дельвиг (von Delwig), первые представители которого в начале XIII века жили в Вестфалии. Потомки тевтонских рыцарей с фамилией фон Дельвиг осели в Прибалтике, а при Петре I перешли на службу России.

Андрей Иванович Дельвиг учился в Военно-строительном училище, а потом в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Он подолгу жил у Антона Дельвига на Большой Миллионной улице в доме Эбелинга.

- Основная служба Андрея Дельвига прошла в Петербурге, где он с конца 1859 года стал главным инспектором частных железных дорог и потом активно поднимался по карьерной лестнице. Он был удивительно трудоспособен, отличался организаторскими способностями, принципиальностью и неподкупностью, - говорит Алексей Дельвиг. - Даже его слуга, отставной рядовой Григорий, гордился «нахождением в услужении y господина, которого честность нельзя было подкупить не только деньгами, но и выгодами по службе».

За 50-летнюю службу А. И. Дельвиг участвовал практически во всех основных стройках и инженерных проектах России. В частности, был членом комитета по возведению постоянного моста через Неву - Благовещенского, консультировал Общество С.-Петербургских водопроводов по вопросам водоснабжения столицы, провел мытищинскую воду в Кремлевский дворец, много сделал для сооружения Морского канала.

В Нижнем Новгороде и Новочеркасске Андрей Иванович построил водопровод, в Казани и Симбирске - спроектировал его. Построил несколько шоссейных дорог, в том числе Москва - Брест-Литовск, считается родителем 32 железных дорог европейской части России. В частности, участвовал в строительстве Николаевской железной дороги и С.-Петербургско-Московского шоссе. Примечательно, что он даже составил правила об изготовлении кирпича и о наблюдении за его производством для всей империи, которые были высочайше утверждены!..

Казалось, ничто не предвещало грозы. Но в мае 1871 года Андрей Дельвиг был уволен со всех постов в Министерстве путей сообщения: как указано в его послужном списке, «по расстроенному здоровью». На самом же деле - из-за прямого отказа выполнить распоряжение императора Александра II, который велел отдать подряды на строительство Ландварово-Роменской и Лозово-Севастопольской железных дорог «своим людям» - предпринимателям Ефимовичу и Полякову, соответственно. Это было явным нарушением обычной раздачи подрядов на открытых торгах.

- Полтора десятка лет после своей отставки Андрей Иванович работал над мемуарами. Вызывает удивление и восхищение, что он опирался только на собственную память, поскольку, как сам признавался, никогда не вел никаких записок, - говорит Алексей Дельвиг.

Воспоминания колоссальные по объему - 3760 листов рукописного текста, они охватывают период с 20-х по 70-е годы XIX века. Первый экземпляр хранится в Российской государственной библиотеке в Москве.

Андрей Иванович описал, в частности, день за днем свои встречи с литераторами пушкинского круга, а также всех более или менее сановитых вельмож, купцов, политиков, бунтарей, философов, двух императоров и их окружение (счет идет на тысячи персоналий!) со свойственными ему юмором, откровенностью и четкостью.

Примечательно, что начал он писать мемуары с рассказа о фантастической коррупции в высших эшелонах власти, включая и самого государя. «...Не допускал мысли, чтобы неограниченный монарх империи с 80 мил. населения мог входить с какою бы то ни было целью в денежные расчеты и требовать от своего министра поступков в столь важном деле против совести», - отмечал А. И. Дельвиг.

Тем не менее император все-таки отдал должное опальному и острому на язык министру, заявив однажды, что «железные дороги в России столько обязаны Дельвигу, что он приобрел полное право на присвоение железнодорожному училищу его имени». Речь шла об учебном заведении, основанном Андреем Дельвигом в 1872 году на собственные деньги. Барон специально купил здание и передал его училищу.

Однако, когда дело дошло до публикации мемуаров, они подверглись резкой цензорской правке. Хранитель рукописи Г. Георгиевский в примечании к изданию Румянцевского музея 1913 года указывал: «...буквальное напечатание записок Барона А. И. Дельвига представило непреодолимые затруднения. Его откровенное и резкое перо иногда позволяло себе выражения недопустимые по отношению к лицам высокопоставленным и особенно ныне здравствующим. Иногда Барон сообщал сокровенные пружины событий и разоблачал совсем интимные подробности жизни своих современников. A один раз, и именно, рассказывая о событиях своей жизни в 1871 году, Барон записал такие подробности, которые едва ли увидят свет и через сто лет».

#история России #Александр II #мемуары

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (6578) от 29.11.2019 под заголовком «Барон Дельвиг, борец с коррупцией».


Комментарии