Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Часто так бывает: работа сдана, книга напечатана, и изменить в ней ничего уже нельзя. И как раз в этом момент начинаешь натыкаться на новые сведения и обстоятельства. Особенно впечатляет, когда новая информация обнаруживается в хорошо известных источниках, в знакомых с давних пор местах.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Лет десять назад вышла у меня книжка «Вокруг Литейного. Прогулки по Литейной части», в которой я довольно подробно рассказал о князе В. С. Кочубее, возглавлявшем в начале прошлого века Главное управление уделов Министерства императорского двора.

Виктор Сергеевич был незаурядной и довольно оригинальной личностью, заметно выбивавшейся из насквозь прогнившей «номенклатуры» последнего царствования. Прямой потомок легендарного Василия Кочубея, героя пушкинской «Полтавы», и одновременно (по материнской линии) внук не менее известного Александра Христофоровича Бенкендорфа, он отличался неподкупной честностью и независимым характером.

Кочубею уделил заметное место в своих воспоминаниях начальник канцелярии министерства А. А. Мосолов, который считал его великолепным специалистом в области экономики, организации и управления. Характерно, что Николай II самолично поставил его во главе Управления уделов, хотя Кочубей к тому времени еще не достиг необходимого чина.

Еще более характерен категорический отказ Виктора Сергеевича заменить одряхлевшего графа В. Б. Фридерикса на посту министра императорского двора. Тщетны были уговоры самого графа и даже государя-императора. Зная себе цену на посту «эффективного менеджера», князь отдавал себе ясный отчет, сколь незавидной окажется его участь в роли министра двора в той обстановке безумной чехарды вакансий и креатур, которой были ознаменованы последние годы царствования Романовых. Новая должность неминуемо превратила бы его в мишень для нападок со всех мыслимых сторон.

Мои «Прогулки по Литейной части» были уже написаны, когда мне в руки попалась читаная-перечитаная «Книга для родителей» А. С. Макаренко. И тут оказалось, что известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине!

Ни фамилии княжеского семейства, ни даже названия усадьбы, прославленного Гоголем, Антон Семенович не упоминал, но все описанные им реалии настолько выпуклы и характерны, что ни малейшего сомнения в том, что речь идет о Кочубеях, не возникло. Конечно, юноше было интересно провести лето в легендарной Диканьке, познакомиться с не менее знаменитыми ее обитателями. Но в написанной советским педагогом книге все показано в мрачных тонах. Семейство даже внешне выглядело отталкивающим.

Тем не менее и Макаренко не мог не отметить некоторые очень важные детали. В частности, он писал, что «сам князь, свиты его величества генерал-майор, «работал» где-то при дворе и в имение не приехал ни разу <...>. И удивительное дело: эта семья даже отказывала себе кое в чем! Княгиня долго и печально тосковала о том, что в Париж надо послать письмо с отказом от платьев, потому что деньги нужны князю «для дела», мой же воспитанник также печально вспоминал, что в прошлом году хотели купить яхту и не купили».

Да-да, как точно: князь Виктор Сергеевич, этот «трудоголик», которому не до отдыха в родовом гнезде. Скромная воздержанность в туалетах его жены Эллы Константиновны (урожденной княгини Белосельской-Белозерской), которую Мосолов противопоставлял мотовству и роскошеству ее сестры Ольги Орловой (известной нам по портрету кисти Серова в Русском музее), деловые наклонности князя, который пускает деньги в оборот, ведь надо же было сколотить средства на строительство собственного дома на Фурштатской, 24... Они, Кочубеи!

К счастью, я успел рассказать о найденных мною воспоминаниях Макаренко, добавив в своей книжке специальный постскриптум. Но далее, когда книга уже вышла из печати, находки продолжились.

Я приобрел у букинистов замечательный труд Л. В. Успенского «Записки старого петербуржца», которым зачитывался еще в юности. Читаю с упоением и вдруг на одной из страниц наталкиваюсь на такие строки: «В десятых годах начальником Главного управления уделов был свиты его величества генерал-майор, князь Виктор Сергеевич Кочубей...».

Писатель давал замечательно точный портрет князя: высокий, худой, плечистый, в генеральской серой шинели и фуражке с желтым околышем. И далее следовал удивительный рассказ о том, как, выходя из присутствия, князь выбирал одного из встречавших его извозчиков: «Он придирчиво шел вдоль ряда «автомедонов», сравнивая их убожество, выбирая самую страшную пролетку, самые еле живые санки, самого разнесчастного мужичонку <...>, поднимался на подножку <...> и, спокойно отдав честь любующимся на это зрелище подчиненным, тюкал пальцем извозчика в спину: «Трогай, братец, трогай, что ж стоишь?».

За достоверность рассказа можно поручиться, ведь среди подчиненных князя был и отец писателя, который неоднократно видел эту сцену собственными глазами. Когда же коллеги донимали Кочубея расспросами: как так, почему не на своих лошадях, прижимистый царедворец отвечал: «Не по средствам, господа, не по средствам». «Таков был князь Кочубей, добрый гений «ванек», а может быть, и просто санкт-петербургский оригинал», - заключает свой рассказ Лев Успенский.

Иллюстрацию этих слов мне довелось однажды увидеть на одной из научных конференций: докладчик показал на большом экране архивную фотографию, изображающую здание Департамента уделов на Литейном проспекте (ныне дом № 37), перед которым выстроилась вереница разномастных экипажей. Речь была не о них, но я-то буквально подскочил. Ужасно захотелось закричать, как в школе: «А я знаю, а я знаю, почему тут выстроились эти извозчики».

Впоследствии эта фотография неоднократно встречалась мне в Интернете. Вот она перед вами. Правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что кареты на ней приличные, запряжены парами. Лошади ухоженные - не какие-то клячи. Но из песни слов не выкинешь, а если напрячь воображение, картинка, нарисованная Львом Успенским, встает как живая.

#история России #князья #мемуары

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (6494) от 02.08.2019 под заголовком «Безлошадный царедворец».


Комментарии