Ненавижу! В России становится больше преступлений экстремистского характера

Одна из новостей минувшего месяца: под домашний арест отправлены трое подростков, которые, вооружившись газовыми баллончиками, ради денег избивали дворников-мигрантов. После задержания «герои» заявили, что проводили некие акции, которые сами именовали «зачисткой Петербурга от нерусских». Подобные случаи в России, увы, не редкость. И хотя пока до «уличных войн», как в некоторых странах, дело не доходит, основания для беспокойства есть. По данным МВД России, за десять месяцев 2020 года было зарегистрировано 708 преступлений экстремистского характера – на 39,9% больше, чем за аналогичный период 2019-го.

Ненавижу! В России становится больше преступлений экстремистского характера | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Преступники? Нет, заблудшие!

В конце октября секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев предупредил об активизации на территории России радикальных исламских фундаменталистов, стремящихся распространить свое влияние на представителей молодежи из числа немусульман с целью вовлечения их в противоправную деятельность и принятия ими ислама. По словам главы Совбеза, основными факторами, приводящими к радикализации российской молодежи, являются безработица, наличие проблем в семье или в учебе и социальная незащищенность.

«Все большее распространение получает идеология субкультур, отрицающих сложившиеся в обществе нормы морали и нравственности, способствующих формированию сообществ экстремистской и террористической направленности. Сохраняются тенденции вовлечения молодежи в деятельность нетрадиционных для России религиозных организаций, тоталитарных сект, исповедующих идеи неоязычества, оккультизма и сатанизма», – пояснил Патрушев.

Экстремизм – угроза как обществу в целом, так и отдельной личности в частности. Пытаясь разрушить мир вокруг себя, человек прежде всего разрушает его в самом себе. Личность его претерпевает необратимые изменения – общество теряет полноценного человека, получая взамен озлобленное существо, живущее вне рамок закона и морали. При этом идеология разрушения маскируется романтическим флером «героизма» и борьбы за некие «высокие идеалы». Неудивительно, что самая благодатная почва для взращивания идей экстремизма – молодежная среда.

Один из самых известных американских социологов XX века Роберт Мертон, однако, считает, что «идеалы» тут ни при чем, дело лишь в выражении протеста по поводу некоего внешнего неблагополучия.

– Если следовать этой теории, – рассуждает кандидат социологических наук Иван Гребенщиков, – экстремизм можно рассматривать как политическую форму девиантного поведения. Этот прагматический подход позволяет вывести представителей молодежи, подверженных экстремистским проявлениям, из числа маргиналов с перспективой их последующей социализации.

Предпосылки экстремизма – нестабильность в обществе, расхождение между провозглашаемыми целями и возможностями их реального осуществления. Подавляющее большинство людей относится к этому терпимо, приспосабливаясь к существующим условиям жизни. Определенный процент составляет «пограничный слой» – люди с разной степенью дезадаптации. И, наконец, есть радикальное крыло – те, кого не устраивают ни провозглашаемые цели, ни средства для их достижения. Из их числа и вербуются экстремисты.

Из Интернета – на улицу

Самая большая ошибка в профилактике экстремизма в молодежной среде – тактика «выжигания каленым железом». Как считает Гребенщиков, здесь нужна тонкая индивидуальная работа с учетом особенностей конкретной личности и среды, в которой она находится. Один из возможных подходов – переформатирование элементов радикальной программы в позитивные. Например, культ здорового образа жизни, спорт, развитие боевых навыков, проповедуемые адептами радикализма, вполне могут быть использованы в благих целях.

Да, необходима борьба с правовым нигилизмом, но в формате предупреждения, а не угрозы. Любая попытка «заклеймить» или «выкрутить руки» неизбежно вызовет агрессивную реакцию. Наиболее эффективный путь налаживания общения с «заблудившимися» молодыми людьми – создание атмосферы доверия, которая побудит их задуматься, критически взглянуть на свои ценностные установки. При этом необходимо бороться не с «плохими» идеями, противопоставляя им одну, «единственно верную», а с противоправной социальной практикой. Постепенная переориентация на правовое поле в конце концов приведет и к охлаждению горячих голов.

К сожалению, признает Гребенщиков, профилактика экстремизма сегодня зачастую происходит чисто формально. Учащихся лицея собирают в актовый зал и читают им лекцию. Одних она просто оставляет равнодушными, у других, напротив, вызывает нездоровый интерес. Результат может оказаться ровно противоположным ожидаемому.

Рассчитывать же на позитив можно лишь тогда, когда работаешь с целевой аудиторией, имея в виду конкретную, хорошо понятную и изученную ситуацию. Разумеется, для такой работы мало прочитать конспект или методичку – нужны соответствующая квалификация, опыт и знания.

– Определение экстремизма в нашем законодательстве далеко от совершенства, – считает подполковник полиции в отставке, в прошлом заместитель начальника центра по противодействию экстремизму УМВД РФ по Оренбургской области Артем Бакиев. – Оно, по сути, представляет собой перечисление разрозненных понятий. И если педагог это все просто прочитает детям, у них в голове будет полная каша. До них нужно донести не букву, а суть закона, объяснить, в каких конкретно проявлениях может выразиться экстремизм и каковы его опасность и последствия. Подростки должны уяснить главное: сущность экстремизма – это ненависть. Причем к человеку не как таковому, а как представителю некоей другой группы – национальной, религиозной, расовой, которой автоматически приписываются какие-то негативные качества.

Жизнь нынешних молодых людей очень сильно завязана на Интернет. Именно там нередко происходят выплески агрессии в отношении «чужих». При этом участники подобных «баталий» сплошь и рядом не понимают, что буквально ходят на грани закона. Подобная безответственность может не только спровоцировать конфликт, но и обернуться серьезными наказаниями для его зачинщиков. Вот эту перспективу до подростков общество в той или иной форме обязано донести.

Более того, обязательный сегодня элемент интернет-культуры: не отвечать агрессией на агрессию. Любое же замеченное проявление экстремизма в Сети должно стать поводом для обращения в правоохранительные органы. В этой бдительности нет ничего стыдного – ведь ее результатом могут быть чьи-то спасенные жизни.

Сплошь и рядом из Интернета экстремизм выплескивается на улицы, порой переходя в свою крайнюю форму – терроризм. Не случайно в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы, утвержденном 28 декабря 2018 года президентом Российской Федерации, молодежная тема – одна из главных.

Война чужим

Где те болевые точки, используя которые можно внедрить в сознание подростка страшную правду об опасности экстремизма? Некоторые педагоги предпочитают «беспроигрышные» примеры: холокост и Беслан. Разумеется, об этих трагедиях знать необходимо, но, к сожалению, они уже становятся историей и порой нынешним поколением молодежи воспринимаются абстрактно. Есть ситуации не столь громкие, но зато более понятные сегодня – например, никуда не девшаяся опасность вербовки для борьбы с «неверными» и перспективой погибнуть где-нибудь в «горячей точке».

Словом «экстремизм» нельзя бросаться впустую – это обвинение слишком серьезное, и последнюю точку, разумеется, должен поставить только суд. Не являются, к примеру, проявлениями экстремизма ни древнеславянские символы, ни даже акции протеста, если они не содержат призывов к насилию или свержению власти. Обычное же преступление окрашивается в экстремистские тона (превращаясь в так называемое преступление ненависти) лишь тогда, когда мотивом его оказывается неприятие «чужих», определяемых по социальному, национальному или какому-либо иному признаку.

Четкую грань между обычным противоправным поведением и экстремизмом можно, однако, провести далеко не всегда. Даже в нашем законодательстве определение экстремизма неоднократно менялось. Тем более российская трактовка далеко не всегда совпадает с зарубежными. Карикатура на пророка Магомета, которая во Франции провозглашена символом свободы слова, у нас наверняка подпала бы под статью УК о разжигании национальной и религиозной розни.

Впрочем, за бытовым экстремизмом не надо, что называется, ехать в дальние края. Оскорбительная реплика, брошенная на детской площадке одним ребенком (причем, скорее всего, с подсказки взрослого) другому по поводу «не той» национальности, может стать поводом для взрывной реакции с непредсказуемыми последствиями.

И тут уже, возможно, будет поздно вызывать полицию. Должно сработать гражданское самосознание окружающих людей. Воспитание, культура, принципы морали, привитые в семье и школе. Абсолютное неприятие экстремизма должно войти в плоть и кровь каждого члена общества.

#экстремизм #преступление #полиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6819) от 03.12.2020 под заголовком «Ненавижу!».


Комментарии