«Золотой треугольник». Глава МО Дворцовый округ - о работе во время пандемии
Пандемия болезненно отразилась на работе муниципальных образований Санкт-Петербурга, на их планах и общении с жителями. Однако муниципалитеты находят возможность решать местные проблемы и в таких нестандартных условиях – судя по интервью нашего корреспондента с главой МО Дворцовый округ Марией БИСЕРОВОЙ.
Фото: pixabay
– Мария Владимировна, поправки в Конституцию РФ определили местное самоуправление как часть публичной власти. Как это может выглядеть на практике?
– На практике МСУ именно тот уровень власти, который требует и мотивирует участие жителей округа в обсуждении вопросов нашей компетенции. В частности, принятие бюджета и включение объектов благоустройства в адресную программу всегда проходят очень динамично и конструктивно с участием жителей. В этом году пандемия внесла коррективы в формат общественных обсуждений, которые были запланированы заранее. Они, к сожалению, по времени совпали с запретом на публичные мероприятия. Мы приняли решение не отменять запланированные встречи и первыми в городе провели в цифровом формате и ежегодный отчет о деятельности муниципального образования, и общественные слушания по программе «Комфортная городская среда». Трансляция велась на выделенном канале YouTube и на официальной страничке VK, где жители округа могли предварительно голосовать за тот или иной адрес для включения его в программу благоустройства. Кроме того, предложения принимались и по электронной почте.
– Общеизвестно, что муниципалитеты всегда испытывают дефицит средств, но ваш округ один из самых «богатых». Здесь много кафе, ресторанов, офисов, которые платят налоги в местный бюджет, используя в том числе упрощенную систему налогообложения и патенты. Пандемия основательно ударила по этому сектору. Как ваше муниципальное образование пережило эти месяцы и какие перспективы с точки зрения доходов?
– Предприятия общепита – основные доноры бюджета. Во время карантина все они были закрыты, многие перешли на систему доставки. Конечно, их доходы сильно упали, и наш бюджет, безусловно, пострадал. Мы недосчитались порядка 20% по отношению к аналогичным поступлениям прошлого года. Но и расходы наши существенно снизились. Например, такое направление, как организация культурно-досуговых мероприятий для жителей округа, осталось нереализованным. Концертные залы, театры были закрыты, люди находились в режиме самоизоляции. Пришлось отменить запланированный концерт к 75-летию Победы и иные публичные мероприятия для ветеранов, экскурсии, лекции. Мы переносим их на другое время.
– Удается ли в этой ситуации выполнять муниципальные программы?
– У нас 19 муниципальных программ, которые реализуются в течение года. Те из них, что предполагают массовость и непосредственное общение жителей, пришлось притормозить. Скажем, всегда популярные у жителей спортивно-патриотические мероприятия, экскурсионную программу пока поставили на временную паузу. А вот программу по благоустройству дворовых территорий, самую затратную по финансированию, выполняем в полном объеме. В мае высадили цветы, кустарники, отремонтировали ряд дворов по 40 адресам. Сейчас в работе три крупных объекта. На днях приступили к полной реконструкции детской площадки на Большой Конюшенной улице, дом 5. К сентябрю здесь появится совершенно новая современная площадка с безопасным «каучуковым полом» и с набором игрового оборудования.
– Дворцовый округ находится в так называемом золотом треугольнике Петербурга, его исторической части, есть ли какая-то специфика в проведении благоустройства на его территории? Как, например, быть с подвесными дворами?
– Безусловно, специфика есть, и она создает определенные трудности. Из-за того что значительная часть территории округа является культурно-историческим наследием и находится в ведении КГИОП, муниципалитет не может проводить благоустройство на многих дворовых территориях. Что касается подвесных дворов, которые, как известно, построены еще в XIX веке, то их ремонт требует особых проектных решений. Подвесной двор в доме-колодце выглядит как любой другой, но под асфальтом не грунт, а пустое пространство. Таких дворов в городе около сотни, они нуждаются в серьезной реконструкции, и этот вопрос решается на уровне правительства города.
– Как вы относитесь к идее пополнять бюджеты муниципалитетов не ЕНВД, упрощенкой, а фиксированной долей НДФЛ, более прогнозируемого и устойчивого?
– Для нашего округа вариант, когда базой для исчисления бюджетов муниципальных образований может стать НДФЛ, будет менее благоприятным, чем сейчас.
Действительно, с 2021 года регулирующим источником доходов местных бюджетов станет налог на доходы физических лиц. Собственные доходы и дотации местных бюджетов будут формироваться исходя из численности населения муниципального образования, площади территорий зеленых насаждений и дорог местного значения, а также территорий, подлежащих благоустройству. Наш округ маленький, численность населения, по данным Росстата, всего 6900 человек, в основном это люди пенсионного возраста. Так что собственные доходы бюджета, исходя из новых критериев, скорее всего, снизятся.
– Недавно губернатор Александр Беглов сказал, что для города очень важно, чтобы исполнительная, законодательная власть и местное самоуправление работали слаженно, так как «от этого зависит качество жизни горожан». Какие проблемы, на ваш взгляд, необходимо решать вместе?
– Прежде всего это те, которые требуют межведомственного взаимодействия – участия в решении вопроса сразу нескольких структур. Например, вопрос благоустройства дворов, детских площадок, фасадов домов, которые являются объектами культурного наследия. К сожалению, мы не можем обеспечивать их ремонт, поскольку они находятся в ведении
КГИОП. Поэтому взаимодействуем с комитетом – по обращениям граждан готовим письма о включении объектов в программу «Наследие». Также подаем данные детских площадок в комитет по энергетике и инженерному обеспечению для включения адреса в ежегодный перечень детских и спортивных площадок, требующих освещения. Очень полезны ежегодные отчеты главы района перед жителями каждого муниципального образования, из которых жители могут узнать, в чьей компетенции тот или иной адрес (если речь о благоустройстве территории). Такой прямой диалог очень важен: люди видят, как и что делает власть на всех уровнях, вносят предложения и сами непосредственно участвуют в принятии решений.
Есть ряд вопросов, которые требуют введения новой нормативной базы, например, регламентирующей деятельность уличных музыкантов. Мы этот вопрос очень подробно рассматривали и с жителями, и с муниципальными депутатами. На данный момент проект закона находится на рассмотрении петербургского парламента.
– Вероятно, нелегко работать с гражданами, занимающими активную гражданскую позицию и постоянно что-то требующими от муниципалитета?
– Когда человек не только видит проблему, но и сигнализирует о ней, идет к нам, это говорит о его доверии к власти. Даже если вопрос не относится к компетенции органов местного самоуправления, наша позиция – помочь и не остаться равнодушными, потому что, как заметил губернатор, «от этого зависит качество жизни горожан». Сейчас, например, разбираемся с очень нетипичной и довольно сложной ситуацией. Жительница округа пожаловалась, что в ее доме на верхних этажах организован частный дом престарелых, и это доставляет жильцам серьезные неудобства. Выясняем, насколько законно такое соседство и какие меры необходимо принять, чтобы не ущемлялись права ни жильцов, ни бизнеса. Подобных вопросов, требующих активного включения местного самоуправления, немало. Собственно, для их решения мы и работаем.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (6741) от 14.08.2020 под заголовком «Внутри «Золотого треугольника»».
Комментарии